Конституционные основы организации МСУ в ПМР. МСУ как особая форма народовластия

Полномочия МСУ – это закреплённые федеральным законодательством, а также нормативно - правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами орг. МСУ за населением соответствующих территорий, выборными и иными орг.ми МСУ, права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций МСУ на соответствующей территории.

Можно выделить несколько групп полномочий орг. МСУ, относящихся к различным областям деятельности – экономической, политической, социально-культурной и др.

1.В области бюджета и финансов орг. МСУ:

· устанавливают и исполняют местный бюджет;

· устанавливают местные налоги и сборы;

· образуют внебюджетные фонды, определяют статус и целевое назначение и т.д.

2.В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории МСУ орг. МСУ:

· Самостоятельно управляют муниципальной собственностью;

· Определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности;

· Устанавливают в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождения от неё руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

· Определяют условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и мун. имущества и др.

3.В области земельных отношений и охраны окружающей природной среды орг.МСУ:

· Определяют в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной этим орг.м территории;

· Устанавливают в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурсами;

· Выносят решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной территории и др.

4.В области строительства, жилищного хозяйства, коммуникаций, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органов МСУ:

· утверждают планы и правила застройки населённых пунктов на подведомственной им территории;

· устанавливают в соответствии с действующим законодательством порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду и т.д.

· устанавливают руководство транспортом, предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности (утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта).

Органы МСУ организуют эксплуатацию муниципального жилого фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения и т. д.

5. В области социально- культурного обслуживания населения органы МСУ осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечивают их материально-техническим снабжением.

6. В области социальной защиты населения органы МСУ обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства о выплате пенсий и пособий (ведут учёт лиц, которым осуществляется помощь из местного бюджета) и др. Также они (органы) принимают меры, направленные на улучшение жилищных и материальных (социально-бытовых) условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому, обеспечивают льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей.

7.В области охраны общественного порядка, прав и свобод граждан органы МСУ обеспечивают на подведомственной им территории соблюдение законов и других нормативно-правовых актов орг. государственной власти, охрану прав и свобод граждан, осуществляющих контроль за исполнением своих решений предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Органы МСУ налагают в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершённые ими административные правонарушения; принимают меры, связанные с проведением собраний митингов, уличных шествий и демонстраций и т.д.

Они же содействуют орг.м суда, прокуратуры и юстиции в их работе, обеспечивают выполнение законодательства о всеобщей воинской обязанности, руководят гражданской обороной; вносят представления в соответствующие орг.о награждении государственными наградами и присвоении почётных званий.

В Приднестровье полномочия орг. основные принципы деятельности представительных орг. государственной власти и МСУ устанавливаются законом ПМР «Об орг.х местной власти, МСУ и государственной администрации в ПМР». Это полномочия:

а) в области планирования, материально -технического обеспечения и учета;

б) полномочия в области бюджета и финансов;

в) полномочия в области управления местной собственностью, развития местного хозяйства;

г) полномочия в области использования и охраны земли, других природных ресурсов, окружающей среды;

д) полномочия в сфере строительства;

е) полномочия в области социального обслуживания населения;

ж) полномочия по обеспечению законности, прав, свобод и законных интересов граждан;

з) полномочия в области награждения государственными наградами;

и) полномочия в области признания права собственности на недвижимое имущество и т.д

Функции МСУ.

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится.местное самоуправление.

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции.

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.

Важное значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.

2. Управленце муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.

3. Обеспечение развития соответствующей территории.

Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.

Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: