Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи Дж. Кэрролл, Б. Блум и их последователи

В отечественной дидактике ее теоретическое обоснование предложено в работах М. В. Кларина. Авторы технологии обратили внимание на то, что в традиционном учебном процессе условия обучения практически постоянны: время, способ предъявления информации т. д. Нефиксированными являются лишь результаты бучения.

Дж. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром именно результаты обучения, а переменными – условия обучения. Этот подход был развит Б. Блумом. Он предложил способности обучаемого определять темпом учения при оптимально подобранных для него условиях. В ходе изучения способностей учащихся он выделил такие категории:

 

· малоспособные (около 5 %), которые даже при больших затратах учебного времени не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений;

 

· одаренные (около 5%)

 

· учащиеся, способности которых зависят от затрат учебного времени (около 90%).

 

На основе этих данных было сделано предположение, что при правильной организации обучения, снятии временных рамок и рациональной организации учебного времени почти все школьники (примерно 95 %) способны усвоить полностью содержание учебного предмета (учебного материала). Результаты, которые должны быть достигнуты всеми, задаются в виде эталонов, представленных с помощью иерархии педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер. Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнить обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона.

 

Б. Блум предложил следующую таксономию (иерархию) целей познавательной деятельности.

 

Знание

Ученик запоминает, воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру и т. п.) — «узнал, запомнил, воспроизвел».

Понимание

Ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий и т. д.) — «объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой».

Применение

Ученик демонстрирует использование изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или в измененной ситуации)

Анализ

Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого — «вычленил части из целого»

Синтез

Ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) — «образовал новое целое»

Оценка

Ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели «определил ценность и значение объекта изучения»

 

Технология организации усвоения темы урока обусловлена структурой (этапами) процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, понимание, закрепление, применение, обобщение. Эти этапы, как показывает практика, не могут уложиться во временные рамки одного урока. Для того чтобы произошло усвоение темы урока, требуется такое учебное время, которое начинается примерно в середине одного урока (с момента начала усвоения и заканчивается в середине следующего (фронтальное повторение или проверка).

 

Технологические этапы деятельности учителя и учащихся в процессе усвоения темы урока выстроены в логическую цепочку: Технология организации усвоения темы урока может быть раскрыта через задачи, которые решаются на каждом этапе.

 

1. Изучение нового материала — ознакомление учащихся с содержанием темы; осуществление операций, направленных на выработку умений и формирование (на этой основе) навыков; осуществление операций, связанных с формированием мировоззренческих и нравственных убеждений

2. Закрепление — первичное повторение содержания материала; организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые требовали бы увязки нового учебного материала с ранее усвоенными знаниями; проверка понимания учащимися нового материала и установление уровня усвоения.

3. Домашняя работа — вторичное повторение учебного материала темы урока—повторение и осмысление учебного материала темы и всего курса с учетом новых знаний и умений, которые были получены учащимися в результате изучения темы урока; дальнейшее осмысление новой информации, приобретенной в результате изучения темы урока

4. Проговаривание содержания темы урока — актуализация знаний и умений через словесное повторение; формирование навыка устных высказываний

5. Фронтальное повторение — актуализация знаний и умений, выделение главного в пределах темы урока; организация тематического повторения (обобщение учебного материала, установление закономерностей и т. д.); организация итогового повторения (в пределах всех пройденных учебных тем)

Билет №5

1. Педагогика в профессиональной деятельности. (по той херне что на слайдах была)

 

Профессиональная педагогическая деятельность имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях, дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Состоит из:

1. Знание педагогических основ управления.

2. Знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных условиях.

3. Понимание обстоятельств, влияющих на личность человека, умение определять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также учитывать все это при самореализации в своей деятельности при выполнении функций управления.

4. Умение педагогически корректно готовить и проводить занятия.

5. Желание далее совершенствовать свои навыки в педагогической деятельности.

 

2. Сущность педагогической деятельности. Цель, объект, функции.

 

Сущность состоит из общественно полезной деятельности взрослых людей, направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни.

Цель пед. деятельности.

Цель — это то, к чему стремятся. Общей стратегической целью педагогической деятельности и целью воспитания является воспитание гармонично развитой личности.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также тенденций общественного развития.

 

Объектами педагогической деятельности выступают учащиеся и студенты, то есть люди, на обучение, воспитание и личностное развитие которых направлен учебно-воспитатель­ный процесс, и их группы с присущими им индивидуально- и социально-психологическими особенностями. Характерной осо­бенностью педагогической деятельности является то, что ее объекты выступают одновременно и ее субъектами.

Функции педагогической деятельности:

1) развивающая (ведущая функция в деятельности педагога);

2) гностическая (умение накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег);

3) исследовательская (умение определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, проблемно ставить вопросы и т.д.);

4) информационная (умение пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.);

5) побудительная (умение возбуждать интерес, внимание, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.);

6) конструктивно-организаторская (умение планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной деятельности и т.д.);

7) диагностическая (умение определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом);

8) координирующая (умение устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания и т.д.);

9) коммуникативная (умение быть в общении с детьми доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым; иными словами – проявление высоких нравственных качеств и черт характера);

10) материнская (обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка, ответственность за его жизнь и здоровье – как физическое, так и психическое);

11) преобразовательная (проявление творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса).

Билет №6

1. Связь педагогики с другими дисциплинами.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философ­ское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования.

У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе:

· проблемы цели воспитания;

· проблемы формирования мировоззрения;

· взаимосвязь коллектива и личности;

· гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории по­знания и ученического познания как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятель­ными областями философии, какими являются этика и эстетика. Они по­могают решению педагогических задач нравственного, эстетического вос­питания, формирования научного мировоззрения.

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерно­сти социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повы­шения производительности труда. Данные экономики образования необхо­димы для решения таких важнейших педагогических задач, как:

· определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни;

· определение стоимости обучения в различных типах образователь­ных учреждений;

· определение затрат на учительские кадры, на строительство, обору­дование, наглядные пособия и т. д.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педа­гогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом кото­рой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвя­зи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализа­ции детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими нау­ками, изучающими закономерности развития психики человека. Необ­ходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные по­требности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и вос­питание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

 

2. Педагогическое общение. Структура, функции и виды.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету.

А.С. Макаренко пришел к выводу: главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство он рассматривал как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.

Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Виды общения:

1. Социально-ориентированное общение, формами которого являются лекция, доклад, ораторская речь, обращенная к некоторой аудитории. Лектор или докладчик выступает при этом как представитель общества, он побуждает людей к непосредственной социальной активности, стремится объединить слушателей вокруг некоторой социально значимой идеи, задачи и т.п.

2. Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь на первом месте стоят производственные отношения. Цель такого общения и его предмет состоят в организации коллективного взаимодействия участников общения в совместном труде, в учебе.

3. Личностно-ориентированное общение представляет собой общение субъектов учебно-воспитательного процесса друг с другом, направленное на решение личностных задач, в том числе и в процессе совместной деятельности.

4. Психологические взаимоотношения представляют собой особый вид общения, при котором, по словам А.А. Леонтьева, взаимоотношения “субъективно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные”.

Общая структура педагогического общения:

1. Прогностический этап. Состоит в предварительном моделировании преподавателем предстоящего общения со студентами в процессе подготовки к осуществлению педагогической деятельности.

2. Начальный период общения. Состоит в знакомстве с аудиторией, группой и в организации непосредственного общения с ней.

3. Этап управления общением. Имеет место уже непосредственно в ходе развивающегося педагогического процесса и состоит в реализации предварительно выбранной и смоделированной технологии общения.

4. Заключительный этап. Состоит в анализе результатов осуществления выбранной технологии общения и в моделировании новых технологий для решения последующих педагогических задач.

Билет №7

1. Основные принципы современной педагогики: развивающего и воспитывающего характера обучения; научности.

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к содержанию, организации и проведению процесса обучения. Принципы содержат практические указания по осуществлению обучения.

1. Принцип научности предполагает отбор научного материала для содержания учебных дисциплин в соответствии с современным состоянием развития науки и уровнем развития обучаемых.

2. Принцип наглядности – т.к. эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, то это требует широкого использования самой разнообразной наглядности (плакаты, рисунки, муляжи, специальная аппаратура и т.д.)

3. Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний не хаотично, а в определённой системе.

4. Принцип сознательности и активности – отражает необходимость формирования познавательной мотивации у обучаемых через их активную деятельность – решение проблемных ситуаций, участие в дискуссиях и т.д.

5. Принцип доступности требует учёта особенностей развития обучаемых с точки зрения их возможностей и предполагает такую организацию обучения, при которой они не испытывают интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

6. Принцип прочности предполагает, что знания обучаемых должны прочно закрепиться в их памяти, стану частью их сознания.

7. Принцип связи обучения с практикой предполагает отбор учебных предметов, обеспечивающих связь обучения с жизнью и подготовку к жизни.

8. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

2. Технология обучения. Цель, предмет, признаки.

Педагогическая технология это строго научное проек­тирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогическая технология - это техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Целью технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения учащегося, под которыми понимаются:

а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин);

б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров).

Признаки технологий:

1. Четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения и воспитания.

2. Структурирование, упорядочение, уплотнение информации и последовательность ее усвоения.

3. Комплексное применение дидактических, технических, компьютерных средств обучения и контроля.

4. Постоянная диагностика обучения и воспитания.

5. Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

 

Билет №8

1. Основные принципы современной педагогики: систематичности и системности, доступности

Системный поход в педагогике требует отношения к педагогике как к целостной системе, то есть совокупности структурированных и взаимосвязанных между собой частей. Данный подход является более качественным и современным, в сравнении с традиционным предметным подходом. Любой системный подход определяется следующими основными принципами: целостностью, иерархичностью, множественностью, структуризацией, системностью.

Принцип системности является объединяющим для остальных принципов, согласно ему каждый объект обладает всеми признаками системы. Современная концепция педагогического системного подхода сильно отличается от концепции прошлых веков, но основа была заложена именно тогда.

Принцип целостности подразумевает, что отдельные элементы системы являются единым целым и подчиняются общим принципам, задачам и целям.

Иерархичность представляет собой совокупность всех элементов системы. Каждый из этих элементов имеет свое значение, подчинен другим элементам или подчиняет себе другие составляющие элементы системы.

Структуризация заключается в объединении разных элементов системы в подсистемы по соответствующим признакам. Каждая из подсистем может быть связана с другими подсистемами.

Множественность предполагает применение различных моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

 

принцип доступности реализуется, прежде всего, в постоянном достижении границы умственных возможностей учащегося. Таким образом, каждый раз прилагая усилия, ученик в процессе образования каждый раз достигает и превосходит эту планку.

 

Принцип доступности: мера посильной трудности, которая преодолевается в процессе целенаправленной, рационально организованной, управляемой педагогической деятельности.

 

Основными факторами, влияющими на доступность обучения, выступают следующие: связь содержания нового учебного материала с уже сформированной системой знаний, умений и навыков обучающихся; необходимость включения в новый учебный материал привычных или непривычных рассуждений, форм и операций мышления; повышение доступности обучения требует учета интересов обучающихся.

 

2. Принципы педагогического проектирования

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования.

· Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический и природосообразный характер обучения.

· Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

· Принцип динамизма, предполагающий движение системы от сущности высшего порядка к сущности более низкого порядка.

· Принцип полноты, предполагающий обеспечение реализации в спроектированном объекте системы требований к его функционированию.

· Принцип диагностируемости, предполагающий организацию постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике.

· Принцип конструктивной целостности, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами ее проектирования и реализации на практике.

Билет №9

1. Основные принципы современной педагогики: наглядности, единство наглядности и образности, сознательности и активности.

Принцип наглядности и образности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

Наглядность и образность обеспечивают связь между конкретным и абстрактным, служат опорой для развития абстрактного мышления, образной речи студентов. Наглядность обогащает круг представлений, делает обучение в вузе более конкретным и интересным, доступным, развивает наблюдательность и аналитическое мышление студентов.

виды наглядности:

  • Естественная или натуральная наглядность демонстрирует явления и объекты, которые можно встретить в действительности. Например, на уроке биологии при изучении растения демонстрируют его образец.
  • Изобразительная наглядность демонстрирует модели или макеты устройств, графические пособия (рисунки, плакаты, схемы), экранные средства (диафильмы) и другие наглядные пособия.
  • Словесно-образная наглядность – специфический вид, к которому относят яркие рассказы и словесные описания, звуковые устройства.
  • Практический показ действий – предполагает демонстрацию обучающим различных действий. Это работа с инструментом на уроках труда, физические упражнения на уроках физкультуры, практические задания в профтехучилищах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: