Субъекты и объекты организаторской деятельности

В сфере деятельности малых и средних предприятий субъектами экономических отношений являются:

  • лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую от­ветственность;
  • коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоци­ации;
  • индивидуальные и коллективные потребители продукции (ра­бот, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассо­циации потребителей;
  • работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
  • государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление заказов предпринимателям, определение состава и размеров льгот при выпол­нении специальных работ и др.); они же оказывают влияние на субъ­ектов деловых отношений, будучи гарантами осуществления закон­ного предпринимательства.


Объектами регулирования предпринимательства являются:

  • регистрация и юридическое (официальное) признание предпри­нимательства;
  • регулирование прав и режимов предпринимательской деятель­ности;
  • стимулирование и льготы для предпринимателя;
  • создание условий и государственной поддержки предпринима­тельства, его обслуживание;
  • защита прав предпринимателя;
  • ответственность предпринимателя;
  • соответствующие полномочия государственных органов и ор­ганов местного самоуправления, включая содействие, контроль и надзор.


59. Управляющее воздействие государства

В условиях широкомасштабной приватизации собственности в России, перехода к использованию различных ее форм весьма акту­альна задача определения роли и функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и предприятий
В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйст­венную жизнь в России определяется главным образом конкретными условиями переходного периода, а не теоретическими моделями и ус­ловными экономическими расчетами.

В условиях переходной экономики государство выступает, во-пер­вых, как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и определяющая условия функционирования рыночных субъ­ектов; во-вторых, как механизм экономического регулирования, под­держки и стимулирования и, в-третьих, как собственник государст­венного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъек­тами хозяйствования. Наряду с общим регулированием экономических отношений од­ной из важных задач государства является проведение селективной политики поддержки предприятий. Ее можно реализовать не только на базе нормативных актов общего действия, но и путем принятия адресных нормативных и административных актов, а также на основе конкурсного распределения ресурсов и средств для развития приори­тетных направлений экономики.
Итак, можно выделить три формы государственного регулирова­ния экономической жизни: 1) утверждение единых для всех общих пра­вил поведения субъектов хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование индивидуальных адми­нистративных актов управления. Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в экономические отношения.
Становлению рыночных отношений в России в значительной степени препятствует неразвитость рыночной инфраструктуры. Важнейшей обязанностью государства является оказание решающе­го влияния на процесс формирования инфраструктуры рынка. В свя­зи с этим его экономическая политика должна предусматривать це­лый комплекс специальных мер, затрагивающих важнейшие элемен­ты рыночной инфраструктуры: кредитную систему и коммерческие банки; эмиссионную систему и эмиссионные банки; организацион­но оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организа­ционного небиржевого посредничества; систему регулирования за­нятости и центры (государственные и негосударственные) содейст­вия занятости (биржи труда); информационные технологии и сред­ства деловой коммуникации; транспортные агентства по изучению рынка, рекламные и информационные агентства, консультационные и аудиторские компании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: