Основные направления деятельности Интерпола следующие.
1. Уголовная регистрация. Объект регистрации — сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих международный характер.
2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола — это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.).
3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.
4. Розыск лиц, пропавших без вести.
5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).
В системе Интерпола также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и «международных преступниках».
РФ является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД РФ создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола.
|
|
Европол.
Европол (англ. Europol) — полицейская служба Европейского союза, расположенная в Гааге. Основными задачами службы являются координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами. Среди основных направлений работы Европола можно выделить борьбу с терроризмом, нелегальной торговлей оружием, наркоторговлей, детской порнографией и отмыванием денег.
На данный момент Европол координирует работу полицейских служб всех 27 стран-членов Европейского союза.
В Европоле на данный момент числятся порядка 630 сотрудников, из них около 120 офицеров связи Европола (англ. Europol Liaison Officer, ELO), откомандированных в Европол государствами-членами ЕС в качестве представителей их национальных правоохранительных органов.
Создание единой полицейской службы Европейского союза было предусмотрено еще в 1992 Маастрихтским соглашением. С 3 января 1994 года служба существовала в ограниченном виде, как «Подразделение Европола по борьбе с незаконным оборотом наркотиков» (англ. Europol Drug Unit). В 1998 году все страны-члены Евросоюза ратифицировали Конвенцию о Европоле и с 1 июля 1999 года началась полноценная работа службы. Первым директором Европола был немецкий юрист Юрген Сторбек (Jürgen Storbeck). С февраля 2005 года этот пост занимает Макс-Петер Рацель (Max-Peter Ratzel). 6 апреля 2009 года новым директором Европола стал Роб Уэйнрайт (Rob Wainwright)
С 1 января 2010 года Европол стал Агентством ЕС, что увеличило его возможности, поставив его в то же время под более строгий контроль Европарламента.
|
|
Европола сформулированы в главе второй Конвенции о Европоле Основной целью является повышение эффективности работы национальных служб и их сотрудничества в предотвращении и борьбе с терроризмом, нелегальным оборотом наркотиков и другими проявлениями международной организованной преступности.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
облегчение информационного обмена между национальными службами,
сбор, обработка и анализ информации,
незамедлительное информирование национальных служб,
информационная поддержка расследований, проводимых странами-участниками,
поддержка необходимой информационной инфраструктуры, баз данных.
Начиная с 2002 года Европол имеет право принимать участие в совместных расследованиях стран участников, а также требовать от них проведения расследований. Европол финансируется входящими в него странами пропорционально величине валового национального продукта.
Евроюст.
Евроюст — агентство Европейского союза, имеющее дело с судебными органами.
Евроюст состоит из прокуроров, судей или сотрудников полиции, обладающих аналогичными полномочиями, от каждого государства, входящего в ЕС. Его задача заключается в повышении эффективности национальных властей, когда они имеют дело с расследованиями и судебными разбирательствами в отношении трансграничной и организованной преступности.
Евроюст был создан решением Европейского совета в 1999г.
Евроюст может осуществлять свою деятельность через отдельных национальных членов или целой организацией По решению Совета от 28 февраля 2002 года, агентство имеет следующие цели и задачи:
Развивать координацию и сотрудничество между компетентными органами государств-членов в отношении расследований преступлений и судебному преследованию;
Может просить государства начать расследование незаконных действий;
Может просить государства-члены признать какое-либо государство лучше подготовленным к проведению расследования;
Может просить государства-члены создать единую следственную команду, регулирующую действия государств;
Содействует информированию компетентных органов государств-членов о ходе расследований для обеспечения их согласованной работы;э
Оказывает помощь Европолу, в том числе выдачей заключения по материалам, предоставленным Европолом;
Евроюст может заключать соглашения с правоохранительными органами в странах вне ЕС
Структура агентства:
Функционированием и организацией агентства руководит коллегия, состоящая из прокуроров, судей или сотрудников полиции, обладающих аналогичными полномочиями, по одному человеку от каждого государства, входящего в ЕС. Коллегия утверждает проект бюджета и передает утвержденный вариант в Еврокомиссию;
Коллегия избирает председателя. Срок его полномочий — 3 года с правом остаться на второй срок. Председатель руководит работой коллегии и ведет надзор за деятельностью административного директора.
Административный директор может быть выбран коллегией только единогласно. Один человек может занимать эту должность 2 срока, по пять лет каждый. Обязанность административного директора — текущее управление Евроюстом, а также управление персоналом. Ежегодно административный директор разрабатывает проект бюджета, предоставляемый затем в коллегию. Работа по выполнению бюджета тоже лежит на административном директоре. За её выполнение он ежегодно отчитывается перед коллегией;
Внутренние воды.
Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:
водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;
акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;
воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод.
морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.
|
|
Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.
Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).
|
|
Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором).