Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет.
Уровень развития мышления и обобщения определяется не только предметными действиями, но и развитием речи. Речь перестраивает все психические процессы – восприятие, мышление, память, чувства и т.д. овладение речью позволяет ребенку управлять своим поведением, думать, фантазировать, осознавать свои действия. Он познает знаковую систему, которая становится мощным орудием мышления, управления собой и, прежде всего общения.
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии.
Младенческий период является довербальным, подготовительным в развитии речи. На этом этапе речь заменяют другие, невербальные средства – мимика, жесты, позы и т.д.
Возрастание речевой активности ребенка заключается в:
Расширении круга речевого общения не только с близкими, но и с посторонними людьми.
Повышении речевой активности во время игр.
Возрастающем интересе детей к речи взрослых.
Речь начинает отдаляться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка.
Таким образом, речь выполняет две важнейшие функции – коммуникативную и регулятивную.
Общение в раннем возрасте заключается в постоянном обращении ребенка за помощью и в демонстрации противную предложениям со стороны взрослого Ребенок открывает для себя, что она является источником своей воли и нач чина испытывать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками.
Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками Дети начинают интересоваться друг другом