Общая характеристика младшего школьного возраста

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:

Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.

Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).

Мотивация достижения становится доминирующей.

Происходит смена референтной группы.

Происходит смена распорядка дня.

Укрепляется новая внутренняя позиция.

Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы.

Основные новообразования младшего школьного возраста

— произвольность

— внутренний план действия

— рефлексия

Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

 

Общая характеристика отрочества. Особенности психического развития.

Психологические особенности подростков

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым.

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое».

Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство «взрослости» - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.

Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками.

Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего - личностной сферы, самосознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: