Ранее уже поднимался вопрос о том, что в творческом становлении дошкольников немаловажная роль принадлежит художественной интуиции, которая в большей степени проявляется в раннем возрасте. Поскольку в этом возрасте дети еще пока не испытывают большого влияния среды и обучения и потому более свободны в своих эстетических проявлениях. Для них не существует изобразительных, эмоциональных, интеллектуальных рамок в процессе рисования. Как показывают многочисленные исследования и практика дошкольники способны одновременно в своих рисунках отражать и то, что они видят, и то, что они знают, и то, что чувствуют, и то, что они представляют. Например, Настя (2 г.) нарисовала зеленое пятно «Это киска». С одной стороны она нанесла длинные мазки «уси», с другой стороны пятна пририсовала вытянутый овал «хостик» и радом два широких, но коротких мазка. Когда педагог спросил, что означают эти два мазка, Настя пояснила: «Это ножки». «А почему их только две?» «А две бегут и их не видно». «А почему твоя киска зеленого цвета?». «Она очень злая, вот и зеленая». Как мы видим из примера ребенок в одном рисунке совместил то, что он знает (у кошки есть усы, лапы, хвост), то, что выделил при восприятии (что кошка может бегать, у нее усы длинные, хвост пушистый и длинный, а лапки короткие), то, что он представляет (что кошка, когда бежит, некоторые лапы могут быть невидны), то, что он чувствует (кошка может быть доброй, злой и в соответствие с этим она меняет свою окраску).
|
|
Можно считать установленным, что на первоначальном этапе восприятие и использование отдельных компонентов изобразительной грамоты происходит под контролем зрения, но с образованием изобразительных двигательных навыков овладение ими осуществляется в практической деятельности, при непосредственном действии мышечно-суставных ощущений. Однако зрительный контроль никогда не устраняется целиком.
Многие рисовальные движения ребенка раннего возраста носят неустойчивый и исследовательский характер, что объясняется слабостью и недостаточным развитием тормозных процессов. На это обстоятельство указывается в работах Н.М. Красногорского, М.С. Лебединского, Е.И.Игнатьева.
Особое значение в становлении изобразительного творчества имеет развитие корковой регуляции изобразительных движений, достигающей довольно высокого уровня развития только к 7-му году жизни. У детей раннего дошкольного возраста, эти процессы еще недостаточно развиты. С возрастом установление сложных отношений между различными выразительными средствами изобразительного искусства происходит на более качественном уровне, что связано с психофизиологией ребенка. Однако, учитывая изобразительную непосредственность детей раннего и младшего дошкольного возраста и их художественную незакомплексованность, можно констатировать, что они свободнее используют спектр доступных этому возрасту компонентов изобразительной грамоты, в результате чего художественные образы приобретают большую выразительность и оригинальность. Доказательством нашего предположения служит анализ исследований, посвященных проблеме восприятия и усвоения цвета, который выступает в качестве одного из составляющих компонентов изобразительной грамоты. Так, например, Прейерр, Маредена, А.Мэна, У.Чейза показали возможность усвоения цвета уже в первый год жизни. Г.В.Розенгардт-Пупко, Н.Х.Швачкин, А.И.Сулина, А.Гарбини, А.Декедр указывают, что усвоение цвета и цветовых различений становится доступным в возрасте от года до двух лет. Некоторые ученые (Е.А.Аркин, А.Бини, Е.И.Игнатьев, Н.Пронко, Д.Синольдс, Б.И.Хачапуридзе и др.) считают, что второй и третий год жизни наиболее благоприятные возрастные периоды для усвоения цвета, в этот период закладывается способность к словесной ориентации в области различения цветов и их оттенков, а также практическому использованию приобретенного опыта в собственном творчестве. Если изучение цвета начинается в более поздний период, то это оказывает тормозящее действие на творческий процесс. В этом случае дети значительно неувереннее и одностороннее используют его в процессе изобразительной деятельности и творчества.
|
|
Таким образом, данные свидетельствуют о наличии у детей раннего возраста процессов, дающих возможность различать, идентифицировать объекты по цвету, форме, величине.
Конечно, нельзя отрицать того факта, что цвет, форму, композицию дети в этот период применяют чаше интуитивно, неосознанно, но это не лишает выразительный образ неповторимой индивидуальности, смелого цветового и композиционного решения. Цветовое и композиционное «чутье» или художественная интуиция детей этой возрастной группы не позволяют относиться к процессу рисования как явлению спонтанному, не требующему специально организованного педагогического воздействия. Напротив, овладение основами изобразительной грамоты определяется как формирование у ребенка новых, художественных отношений и свойств при целесообразном руководстве. Такое понимание приводит к выводу о том, что чем раньше дети начнут воспринимать и изучать специфику различных компонентов изобразительной грамоты, тем выразительнее будут образы, ими создаваемые.
В процессе рисования дошкольников, начиная с периода раннего детства, немаловажная роль отводится развитию движений руки, поскольку «развитая рука позволяет увереннее переносить» усвоенные знания в собственный образ [88]. Для формирования двигательных изобразительных навыков руки могут быть полезными специальные упражнения, которые условно можно разделить на следующие виды: имитирующие игровые (); подражательные (); тренировочные каллиграфические, реальные содержательные (). К имитирующим игровым относятся упражнения, направленные на выполнение движений в воздухе, они подготавливают руку и глаз к последующему реальному изображению, облегчают сам акт рисования. Выполнение этих игровых движений с детьми, как указывает Е.И. Игнатьев, следует проводить в очень медленном темпе для того, чтобы у них лучше зафиксировались отдельные элементы целостного движения.
В качестве подражательных упражнений Е.А.Флерина рекомендует использовать упражнения, которые характеризуются тем, что ребенок вслед за взрослым копирует отдельные приемы или изобразительные элементы, дабы понять суть изображаемого объекта.
|
|
Тренировочные каллиграфические упражнения, необходимы для того, чтобы ребенок, используя большие форматы листа, имел возможность детально прорабатывать то или иное рисовальное движение, тем самым развивается двигательная (тактильно-мышечная) память, позволяющая при работе на меньших форматах уверенно использовать освоенные приемы рисования. Исключение этих упражнений из практики затрудняет процесс овладения формообразующими движениями и многими правилами живописи.
Последнюю группу составляют упражнения, выполняемые уже в процессе изобразительного творчества, т.е. дети, создавая свой образ, предварительно выполняют эскиз будущей работы. Эти упражнения применяются, как правило, с детьми старшего дошкольного возраста.
В ходе использования основ изобразительной грамоты для создания собственного образа дети раннего дошкольного возраста часто меняют свое намерение, и конечный результат-воплощение отличается от первоначального замысла. Но, как показали исследования К.Бюллера, О.М.Дьяченко, Е.И.Игнатьева, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Р.Я.Лехтман-Абромовича, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, Ф.И.Фрадкина и др., изменение замысла в процессе рисования наблюдается и у детей старшего дошкольного возраста. Значит, в общем процессе усвоения изобразительной грамоты имеет место несовпадение цели и результата создания художественно-выразительных образов, характерного для детей в разные возрастные периоды. Однако если для детей раннего и младшего дошкольного возраста такое явления типично, то для детей 5-7 лет оно не должно быть нормой. И, соответственно, нужно знать какие механизмы участвуют в образовании новых художественных свойств и отношений при овладении дошкольниками основами изобразительного искусства, чтобы осуществит своевременное и необходимое руководство для предотвращения появления изобразительных стереотипов.
Однако противоречия, возникающие в ходе овладения детьми дошкольного возраста основами изобразительной грамоты можно представить в виде алгоритма.
|
|
Используя компоненты изобразительной грамоты при создании художественно-выразительного образа в процессе рисования, ребенок не всегда достигает намеченной цели и в этом случае не достигнутая цель, либо побуждает к продолжению творческой активности в данном направлении, к дальнейшему поиску в рисовании, либо приводит к снижению интереса к рисованию вообще. Но важно отметить, что даже повторные действия не являются надежной гарантией достижения замысла и тогда все дальнейшие операции повторяют алгоритм до тех пор, пока результат не удовлетворит ребенка. Однако полученный результат может соответствовать замыслу ребенку и тогда, дошкольник либо остается довольным работой, либо хороший результат стимулирует его к получению других не менее удачных работ. Существует еще один вариант итога деятельности дошкольника. Это тот момент, когда рисунок превосходит ожидания ребенка, он оказывается выразительнее исходных устремлений, и тогда он либо наслаждается достигнутым, либо желает закрепить результат, стремясь получить рисунки такого же уровня или даже лучше.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются многие процессы и качества, которые способствуют его творческому росту.