Психологические механизмы овладения детьми дошкольного возраста основами изобразительной грамоты

Ранее уже поднимался вопрос о том, что в творческом становлении дошкольников немаловажная роль принадлежит художественной интуиции, которая в большей степени проявляется в раннем возрасте. Поскольку в этом возрасте дети еще пока не испытывают большого влияния среды и обучения и потому более свободны в своих эстетических проявлениях. Для них не существует изобразительных, эмоциональных, интеллектуальных рамок в процессе рисования. Как показывают многочисленные исследования и практика дошкольники способны одновременно в своих рисунках отражать и то, что они видят, и то, что они знают, и то, что чувствуют, и то, что они представляют. Например, Настя (2 г.) нарисовала зеленое пятно «Это киска». С одной стороны она нанесла длинные мазки «уси», с другой стороны пятна пририсовала вытянутый овал «хостик» и радом два широких, но коротких мазка. Когда педагог спросил, что означают эти два мазка, Настя пояснила: «Это ножки». «А почему их только две?» «А две бегут и их не видно». «А почему твоя киска зеленого цвета?». «Она очень злая, вот и зеленая». Как мы видим из примера ребенок в одном рисунке совместил то, что он знает (у кошки есть усы, лапы, хвост), то, что выделил при восприятии (что кошка может бегать, у нее усы длинные, хвост пушистый и длинный, а лапки короткие), то, что он представляет (что кошка, когда бежит, некоторые лапы могут быть невидны), то, что он чувствует (кошка может быть доброй, злой и в соответствие с этим она меняет свою окраску).

Можно считать установленным, что на первоначальном этапе восприятие и использование отдельных компонентов изобразительной грамоты происходит под контролем зрения, но с образованием изобразительных двигательных навыков овладение ими осуществляется в практической деятельности, при непосредственном действии мышечно-суставных ощущений. Однако зрительный контроль никогда не устраняется целиком.

Многие рисовальные движения ребенка раннего возраста носят неустойчивый и исследовательский характер, что объясняется слабостью и недостаточным развитием тормозных процессов. На это обстоятельство указывается в работах Н.М. Красногорского, М.С. Лебединского, Е.И.Игнатьева.

Особое значение в становлении изобразительного творчества имеет развитие корковой регуляции изобразительных движений, достигающей довольно высокого уровня развития только к 7-му году жизни. У детей раннего дошкольного возраста, эти процессы еще недостаточно развиты. С возрастом установление сложных отношений между различными выразительными средствами изобразительного искусства происходит на более качественном уровне, что связано с психофизиологией ребенка. Однако, учитывая изобразительную непосредственность детей раннего и младшего дошкольного возраста и их художественную незакомплексованность, можно констатировать, что они свободнее используют спектр доступных этому возрасту компонентов изобразительной грамоты, в результате чего художественные образы приобретают большую выразительность и оригинальность. Доказательством нашего предположения служит анализ исследований, посвященных проблеме восприятия и усвоения цвета, который выступает в качестве одного из составляющих компонентов изобразительной грамоты. Так, например, Прейерр, Маредена, А.Мэна, У.Чейза показали возможность усвоения цвета уже в первый год жизни. Г.В.Розенгардт-Пупко, Н.Х.Швачкин, А.И.Сулина, А.Гарбини, А.Декедр указывают, что усвоение цвета и цветовых различений становится доступным в возрасте от года до двух лет. Некоторые ученые (Е.А.Аркин, А.Бини, Е.И.Игнатьев, Н.Пронко, Д.Синольдс, Б.И.Хачапуридзе и др.) считают, что второй и третий год жизни наиболее благоприятные возрастные периоды для усвоения цвета, в этот период закладывается способность к словесной ориентации в области различения цветов и их оттенков, а также практическому использованию приобретенного опыта в собственном творчестве. Если изучение цвета начинается в более поздний период, то это оказывает тормозящее действие на творческий процесс. В этом случае дети значительно неувереннее и одностороннее используют его в процессе изобразительной деятельности и творчества.

Таким образом, данные свидетельствуют о наличии у детей раннего возраста процессов, дающих возможность различать, идентифицировать объекты по цвету, форме, величине.

Конечно, нельзя отрицать того факта, что цвет, форму, композицию дети в этот период применяют чаше интуитивно, неосознанно, но это не лишает выразительный образ неповторимой индивидуальности, смелого цветового и композиционного решения. Цветовое и композиционное «чутье» или художественная интуиция детей этой возрастной группы не позволяют относиться к процессу рисования как явлению спонтанному, не требующему специально организованного педагогического воздействия. Напротив, овладение основами изобразительной грамоты определяется как формирование у ребенка новых, художественных отношений и свойств при целесообразном руководстве. Такое понимание приводит к выводу о том, что чем раньше дети начнут воспринимать и изучать специфику различных компонентов изобразительной грамоты, тем выразительнее будут образы, ими создаваемые.

В процессе рисования дошкольников, начиная с периода раннего детства, немаловажная роль отводится развитию движений руки, поскольку «развитая рука позволяет увереннее переносить» усвоенные знания в собственный образ [88]. Для формирования двигательных изобразительных навыков руки могут быть полезными специальные упражнения, которые условно можно разделить на следующие виды: имитирующие игровые (); подражательные (); тренировочные каллиграфические, реальные содержательные (). К имитирующим игровым относятся упражнения, направленные на выполнение движений в воздухе, они подготавливают руку и глаз к последующему реальному изображению, облегчают сам акт рисования. Выполнение этих игровых движений с детьми, как указывает Е.И. Игнатьев, следует проводить в очень медленном темпе для того, чтобы у них лучше зафиксировались отдельные элементы целостного движения.

В качестве подражательных упражнений Е.А.Флерина рекомендует использовать упражнения, которые характеризуются тем, что ребенок вслед за взрослым копирует отдельные приемы или изобразительные элементы, дабы понять суть изображаемого объекта.

Тренировочные каллиграфические упражнения, необходимы для того, чтобы ребенок, используя большие форматы листа, имел возможность детально прорабатывать то или иное рисовальное движение, тем самым развивается двигательная (тактильно-мышечная) память, позволяющая при работе на меньших форматах уверенно использовать освоенные приемы рисования. Исключение этих упражнений из практики затрудняет процесс овладения формообразующими движениями и многими правилами живописи.

Последнюю группу составляют упражнения, выполняемые уже в процессе изобразительного творчества, т.е. дети, создавая свой образ, предварительно выполняют эскиз будущей работы. Эти упражнения применяются, как правило, с детьми старшего дошкольного возраста.

В ходе использования основ изобразительной грамоты для создания собственного образа дети раннего дошкольного возраста часто меняют свое намерение, и конечный результат-воплощение отличается от первоначального замысла. Но, как показали исследования К.Бюллера, О.М.Дьяченко, Е.И.Игнатьева, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Р.Я.Лехтман-Абромовича, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, Ф.И.Фрадкина и др., изменение замысла в процессе рисования наблюдается и у детей старшего дошкольного возраста. Значит, в общем процессе усвоения изобразительной грамоты имеет место несовпадение цели и результата создания художественно-выразительных образов, характерного для детей в разные возрастные периоды. Однако если для детей раннего и младшего дошкольного возраста такое явления типично, то для детей 5-7 лет оно не должно быть нормой. И, соответственно, нужно знать какие механизмы участвуют в образовании новых художественных свойств и отношений при овладении дошкольниками основами изобразительного искусства, чтобы осуществит своевременное и необходимое руководство для предотвращения появления изобразительных стереотипов.

Однако противоречия, возникающие в ходе овладения детьми дошкольного возраста основами изобразительной грамоты можно представить в виде алгоритма.

Используя компоненты изобразительной грамоты при создании художественно-выразительного образа в процессе рисования, ребенок не всегда достигает намеченной цели и в этом случае не достигнутая цель, либо побуждает к продолжению творческой активности в данном направлении, к дальнейшему поиску в рисовании, либо приводит к снижению интереса к рисованию вообще. Но важно отметить, что даже повторные действия не являются надежной гарантией достижения замысла и тогда все дальнейшие операции повторяют алгоритм до тех пор, пока результат не удовлетворит ребенка. Однако полученный результат может соответствовать замыслу ребенку и тогда, дошкольник либо остается довольным работой, либо хороший результат стимулирует его к получению других не менее удачных работ. Существует еще один вариант итога деятельности дошкольника. Это тот момент, когда рисунок превосходит ожидания ребенка, он оказывается выразительнее исходных устремлений, и тогда он либо наслаждается достигнутым, либо желает закрепить результат, стремясь получить рисунки такого же уровня или даже лучше.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются многие процессы и качества, которые способствуют его творческому росту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: