Выделяют законы структуры, функционирования и развития изучаемых политических явлений, процессов действительности

Законы структуры определяют способ организации политических систем, их внутреннюю расчлененность, определенность и взаимообусловленность. Если тот или иной вид связи существен и необходим для данной системы, то он имеет характер закона ее структуры. В политике обнаруживаются законы различных структурных уровней и срезов, законы организации структурирования политических институтов, процессов, политического сознания и другие. Одни из них выражают связь элементов в отдельных подсистемах, другие - в группах подсистем или в обществе в целом.

Законы функционирования отражают законы жизнедеятельности субъектов политики. Их действие воспроизводит политическую жизнь на достигнутой ступени общественно-политического Развития. В отличие от законов структуры, выражающих такие отношения системы, в которых временной момент их зависимости явно не обнаруживается, поскольку они фиксируют момент устойчивости, законы функционирования, изменения и развития прежде всего, включают фактор времени. Законы функционирования выражают воздействие элементов в системе, способ их связи в условиях воздействия на ее структуру внешних и внутренних изменений, связанных с количественными сдвигами. Они характеризуют движение, не выходящее за пределы достигнутого уровня организации системы, и сохраняют ее динамическую устойчивость.

Законы развития - это законы перехода от одного порядка взаимоотношений элементов в системе к другому, законы качественных превращений на основе столкновения противоположных сил и тенденций. Это законы движения от одного состояния структуры к другому, отражающие появление нового качества, новой структуры, после чего начинается новый «круг» изменений появившегося нового явления.

Если в результате действия законов функционирования происходит развитие системы политических отношений, ее отдельных сторон в пределах определенной формы собственности и власти, то действие законов развития приводит к коренным измене­ниям во всей политической структуре и к возникновению качественно новой системы политических отношений (например, закон смены политических режимов).

В целом следует выделять категориальный аппарат, имеющий универсальный характер, то есть используемый многими науками, в том числе и политологией (например, система, структура, развитие, процесс и др.) и категории, которые присущи в первую очередь политологии (политическая власть, политическая партия, политическая деятельность, политическая система и другие).

Поскольку категории привязаны к соответствующим законам, «обслуживают» их, то можно выделять категории структурные, функционирования и развития. Одна и та же категория может выражать содержание всех законов (например, политическая власть, государство). Другие категории фиксируют «свои» ступеньки познания конкретного явления. Например, категории структуры (политическая организация, политический лидер и др.), функционирования (политическая деятельность, политический процесс, политическое участие и др.), развития (политический режим, политическая революция и т.п.).

по признаку статики и динамики. К статическим можно отнести категории: государство, политическая партия, политическая система общества и другие, а к динамичным политический процесс, политическая ак­тивность и т.п.

Центральными категориями политологии являются категории «политика», «политическая власть», «государство», «политическая система общества», «политическая культура», «политическая деятельность», «политическая демократия», «политический лидер», «международная политика» и другие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: