Хронология меняющихся парадигм

По мере того как набирала силу поведенческая революция, представителей которой мало волновали макропроблемы, в нормативной политической теории в 50—60-х годов нарастали признаки существенного спада. Вновь возросло внимание к таким концепциям, как теория А. Бентли. Позитивная политическая теория пыталась ограничить себя концептуальным анализом, несмотря на про­тесты сторонников нормативного подхода. Тем не менее, в конце 60-х годов наметилось возрождение интереса к проблемам «большой» теории, которые нередко принимали идеологизированную форму. Однако к концу 70-х годов широковещательные дискуссии между «позитивистами» и «марксистами» ис­черпали себя, и им на смену пришел политологический анализ в форме тео­рий среднего уровня, включавших в себя как эмпирические, так и норматив­ные элементы. Однако в 70-е годы господствующее в рамках политической науки направление утратило интерес к масштабным идеологическим проектам и пе­реключилось на эмпирические политические исследования, вполне удовлет­воряясь типологической разработкой политических циклов и изучением по­литических и социальных акторов. В теоретических изысканиях того периода основное внимание уделялось различным способам организации и управленияобществом через социальное сотрудничество. К числу наиболее значимых из этих изысканий относятся следующие направления:

— консоциативизм (Lijphart, 1977);

неокорпоративизм (Schmitter, 1981);

концепция социетального сотрудничества (Wilike, 1983);

теория универсального политического обмена (Мапп, 1990);

концепция правительства частных групп интересов (Streeck, Schmitter, 1985); истоки этого направления восходят к либерально-корпоративным иде­ям, и возникло оно отчасти как негативная реакция на попытки «вернуть государству его значение» (Skocpol, 1979);

теории, представляющие различные модели государства как центра, на­правляющего общественное развитие, в частности, такие, как «политическая кибернетика» (Deutsch, 1966) и «теория активного общества» (Etzioni, 1986).

В 80-е годы наблюдался также упадок неоконсервативной мысли, происхо­дивший параллельно с ослаблением левацких течений, которые в свое время спровоцировали временный возврат интереса к консерватизму. В это время во многих странах господствующим консервативным направлением стал неоли­берализм. Либералы — главный объект нападок сторонников коммунитаризма, — в свою очередь, «либерализовали» угасающие силы своих противников из социалистического лагеря и марксистов.

§ 2. География меняющихся парадигм

В конце 70-х и на протяжении 80-х годов стали очевидны новые расхожде­ния в развитии крупнейших национальных культур, что также оказало влия­ние на социально-политическую теорию. Ю. Гальтунг полушутя-полусерьезно предложил нижеследующую типологию интеллектуальных стилей, отражаю­щую новые тенденции истекшего десятилетия.

1) Французский стиль. Представители этого стиля при разработке соци­альной теории основное внимание уделяют проблемам языка и искусства; они упорно придерживаются принципов институционализма. Влия­ние французского стиля на эмпирическую политическую теорию осуществ­ляется главным образом через постмодернистское течение общественной мысли.

2) Тевтонский стиль. В 1983 г. Гальтунг не отделял его от марксизма, в силу чего этот стиль ассоциировался с исследованиями, которые велись во всех бывших социалистических странах.

3) Англо-саксонский стиль. Единого англо-саксонского стиля, вопреки утверждению Гальтунга, никогда не существовало. Естественно, существует определенное сходство между методами работы специалистов из Великобрита­нии и США, и обычно его усматривают в склонности к прагматизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: