Вопрос 38. Психодиагностика характера и воли

Характер -это неповторимое, индивидуальное сочетание устойчивых психологических черт личности, показывающих отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его поведении и поступках.

Воля – это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека,

осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.

 

· Опросник Айзенка.

Пользуясь данной методикой, можно определить тип темперамента и преобладающие черты характера.
Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм-эмоциональную стабильность.

Эта дифференциальная концепция основана на эмпирическом выделении двух типов невротических расстройств: истерического невроза, который свойственен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам) и невроза навязчивых состояний, который свойственен лицам меланхолического темперамента (нестабильным интровертам).

 

· Характерологический опросник (К. Леонгарда)

Предназначен для выявления акцентуаций, т.е. направления характера. В основе опросника лежит концепция акцентуированных личностей, согласно которой акцентуации – это “заострение” некоторых, присущих человеку, индивидуальных свойств.
К.Леонгард при исследовании личности выделял ряд обобщенных проявлений - акцентуаций характера:

 

1. Демонстративный тип,

2. Педантичный тип,

3. Застревающий тип,

4. Возбудимый тип,

5. Гипертимический тип,

6. Дистимический тип,

7. Тревожно-боязливый тип,

8. Циклотимический тип,

9. Эмотивный тип.

Вопрос 40 Психодиагностика эмоциональной сферы личности

Эмоциональная сфера личности -это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.

Методы диагностики:

1. аппаратурные методики оценки состояний

2. наблюдение – аудиовизуальная диагностика состояний

3. проективные методики (методики Люшера, Розенцвейга, ДДЧ, «Несуществующее животное», «Тест руки» Э. Вагнера, «Детский тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амен и др.)

4. опросники (САН, опросник А.Басса – А.Дарки, опросник школьной тревожности Филлипса и др.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: