Характер -это неповторимое, индивидуальное сочетание устойчивых психологических черт личности, показывающих отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его поведении и поступках.
Воля – это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека,
осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.
· Опросник Айзенка.
Пользуясь данной методикой, можно определить тип темперамента и преобладающие черты характера.
Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм-эмоциональную стабильность.
Эта дифференциальная концепция основана на эмпирическом выделении двух типов невротических расстройств: истерического невроза, который свойственен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам) и невроза навязчивых состояний, который свойственен лицам меланхолического темперамента (нестабильным интровертам).
|
|
· Характерологический опросник (К. Леонгарда)
Предназначен для выявления акцентуаций, т.е. направления характера. В основе опросника лежит концепция акцентуированных личностей, согласно которой акцентуации – это “заострение” некоторых, присущих человеку, индивидуальных свойств.
К.Леонгард при исследовании личности выделял ряд обобщенных проявлений - акцентуаций характера:
1. Демонстративный тип,
2. Педантичный тип,
3. Застревающий тип,
4. Возбудимый тип,
5. Гипертимический тип,
6. Дистимический тип,
7. Тревожно-боязливый тип,
8. Циклотимический тип,
9. Эмотивный тип.
Вопрос 40 Психодиагностика эмоциональной сферы личности
Эмоциональная сфера личности -это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.
Методы диагностики:
1. аппаратурные методики оценки состояний
2. наблюдение – аудиовизуальная диагностика состояний
3. проективные методики (методики Люшера, Розенцвейга, ДДЧ, «Несуществующее животное», «Тест руки» Э. Вагнера, «Детский тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амен и др.)
4. опросники (САН, опросник А.Басса – А.Дарки, опросник школьной тревожности Филлипса и др.)