Вопрос 41. психодиагностика интеллектуально-познавательной сферы личности

Интеллектуально-познавательная сфера личности включает следующие познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.
Для исследования познавательной сферы личности использованы следующие методики:

  1. Изучение устойчивости внимания (тест "Таблицы Шульте")
  2. Исследование кратковременной памяти (методике Джекобсона)
  3. Методика на определение избирательности внимания (методика Мюнтерберга(найти 25 слов).,
  4. Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона),"Заучивание слов" (методика А.Р. Лурии),"Пиктограмма"\

 

№41 Общие подходы к диагностике познавательной сферы личности (ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь)

· Пример практического задания для диагностики (ощущение):

Развитие чувствительности глазомера. Испытуемые с помощью линейки проводят на бумаге горизонтальную линию и должны разделить ее на глаз как можно точнее пополам.

 

· Пример практического задания для диагностики (восприятие):

Испытуемым предлагают за 3 минуты прочитать тексты (из художественной литературы) одинаковой длины, при этом во время чтения они должны вслух говорить "ля-ля-ля", чтобы воспрепятствовать проговариванию текста. Затем рассказать, о чем был текст, весь ли текст успели прочесть и какие были затруднения.

 

· Пример практического задания для диагностики (память):

Закройте глаза и представьте соответствующие картины, названия которых произносит экспериментатор (крик ужаса в ночи; радость материнства; и т.д.).

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомнили правильно более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

Вопрос 50. Психологическая диагностика общего интеллекта

· Школьный тест освоенности мышления

Большинство заданий этого теста базируются на материалах школьных учебников. Задания распределены по предметам (русский язык, математика, литература, история, природоведение и общая осведомленность).

· Методика исследования социального интеллекта (Психологический тест социального интеллекта Гилфорда)

Позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов. Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.

· Тест Айзенка

Психологический тест коэффициента интеллекта (IQ). На данный момент известно 8 различных вариантов теста Айзенка на интеллект.

· Равена прогрессивные матрицы (РПМ)

Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Черно-белые РПМ предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет. Цветной более простой вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет, иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет.

 

Вопрос 51 Тесты структуры интеллекта

 

 

Структура интеллекта по Кеттеллу:

1. Текучий (определяется наследсвенностью и фигурирует в задач на приспособление к новым ситуациям)

2. Кристаллический (определяется опытом человека).

Кроме общих факторов интеллекта, в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов.

 

Структура интеллекта по Стернбергу (структуру интеллекта описывает классификация, в коей выделяется три вида интеллекта):
1) интеллект вербальный - характерный запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;
2) способность решать проблемы;
3) интеллект практический - как умение добиваться поставленных целей.

 

Диагностика:

1. Тест Амтхауэра (определение коэффициента интеллекта. Выделяются критерии интеллекта, которые группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс и по ним строится обобщенный профиль результатов).

 

Тест Векслера

В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

· тест предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);

· тест для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);

· тест для детей от 4 до 6,5 лет.

Состоит из 12 субтестов:

· вербальная шкала:

1. осведомленность (30 заданий),

2. сходство (19 заданий),

3. арифметика (24 задания),

4. словарный запас (30 заданий),

5. понимание (18 заданий),

6. повторение цифр

· невербальная шкала:

1. завершение картинок (30),

2. кодирование,

3. упорядочение картинок (14),

4. композиция из кубиков,

5. сборка объекта,

6. лабиринты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: