Интеллектуально-познавательная сфера личности включает следующие познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.
Для исследования познавательной сферы личности использованы следующие методики:
- Изучение устойчивости внимания (тест "Таблицы Шульте")
- Исследование кратковременной памяти (методике Джекобсона)
- Методика на определение избирательности внимания (методика Мюнтерберга(найти 25 слов).,
- Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона),"Заучивание слов" (методика А.Р. Лурии),"Пиктограмма"\
№41 Общие подходы к диагностике познавательной сферы личности (ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь)
· Пример практического задания для диагностики (ощущение):
Развитие чувствительности глазомера. Испытуемые с помощью линейки проводят на бумаге горизонтальную линию и должны разделить ее на глаз как можно точнее пополам.
· Пример практического задания для диагностики (восприятие):
|
|
Испытуемым предлагают за 3 минуты прочитать тексты (из художественной литературы) одинаковой длины, при этом во время чтения они должны вслух говорить "ля-ля-ля", чтобы воспрепятствовать проговариванию текста. Затем рассказать, о чем был текст, весь ли текст успели прочесть и какие были затруднения.
· Пример практического задания для диагностики (память):
Закройте глаза и представьте соответствующие картины, названия которых произносит экспериментатор (крик ужаса в ночи; радость материнства; и т.д.).
А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомнили правильно более 8 образов, упражнение выполнено успешно.
Вопрос 50. Психологическая диагностика общего интеллекта
· Школьный тест освоенности мышления
Большинство заданий этого теста базируются на материалах школьных учебников. Задания распределены по предметам (русский язык, математика, литература, история, природоведение и общая осведомленность).
· Методика исследования социального интеллекта (Психологический тест социального интеллекта Гилфорда)
Позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов. Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.
· Тест Айзенка
Психологический тест коэффициента интеллекта (IQ). На данный момент известно 8 различных вариантов теста Айзенка на интеллект.
· Равена прогрессивные матрицы (РПМ)
Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Черно-белые РПМ предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет. Цветной более простой вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет, иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет.
|
|
Вопрос 51 Тесты структуры интеллекта
Структура интеллекта по Кеттеллу:
1. Текучий (определяется наследсвенностью и фигурирует в задач на приспособление к новым ситуациям)
2. Кристаллический (определяется опытом человека).
Кроме общих факторов интеллекта, в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов.
Структура интеллекта по Стернбергу (структуру интеллекта описывает классификация, в коей выделяется три вида интеллекта):
1) интеллект вербальный - характерный запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;
2) способность решать проблемы;
3) интеллект практический - как умение добиваться поставленных целей.
Диагностика:
1. Тест Амтхауэра (определение коэффициента интеллекта. Выделяются критерии интеллекта, которые группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс и по ним строится обобщенный профиль результатов).
Тест Векслера
В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:
· тест предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
· тест для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
· тест для детей от 4 до 6,5 лет.
Состоит из 12 субтестов:
· вербальная шкала:
1. осведомленность (30 заданий),
2. сходство (19 заданий),
3. арифметика (24 задания),
4. словарный запас (30 заданий),
5. понимание (18 заданий),
6. повторение цифр
· невербальная шкала:
1. завершение картинок (30),
2. кодирование,
3. упорядочение картинок (14),
4. композиция из кубиков,
5. сборка объекта,
6. лабиринты.