Самоорганиза́ция — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Результат — появление единицы следующего качественного уровня
Управление — воздействие субъекта (СУ), направленное на достижение абстрактной (неконкретной), но вынужденно-корректируемой цели (задачи, идеи) в уже сложившихся рамках правил (обстоятельств), которые неизбежно-совершенствуются (меняются) тогда, когда субъект (этот или другой) непротиворечивее познаёт реальность, с которой сосуществует.
Местное самоуправление — государственное разрешение населению решать некоторые вопросы местного значения, например, национальные праздники, местные промыслы, вернисажи местных промыслов, уборка территорий, некоторые виды малого бизнеса и др., учитывая интересы всех жителей местной территории.[1]
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и
гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная, и под свою
ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или
через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических и иных местных традиций
В современном мире большое распространение получили известные виды местного самоуправления. Они отличаются распределением полномочий между местным самоуправлением и центральной властью. Распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, французская (континентальная), смешанная и «советская» модель, применяющаяся в некоторых соцстранах (Китай, Куба, КНДР) и в некоторых государствах, образованных из бывших республик Советского Союза (например: Беларусь, Узбекистан).[2][3]
Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают,[1] такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании.
Для самопрограммируемых систем характерно самоуправление более высокого уровня, при котором возможна изменяемость целей — то есть некая свобода воли.[2] Саморегуляция связана со свободой и самостоятельностью, самопрограммируемость связывают с сознательностью и целенаправленностью.[
В обществе термин самоуправление зачастую обозначает концентрацию власти на нижних уровнях управления. По сути же самоуправление большой группы людей (социальной монады) имеет целью сохранение её специфики развития, при этом оно может выражаться в разных формах:[8]
в этносе — через традицию,
в государстве — через право,
в цивилизации — через религию,
в глобальной системе — через информацию.
В небольшой группе людей самоуправление может реализовываться самоорганизующейся командой
Представительный орган местного самоуправления - это выборный орган
местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения
и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального
образования.
Основными принципами функционирования представительных органов
местного самоуправления являются:
1. Обязательности представительных органов в системе местного
самоуправления - Федеральным Законом РФ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» установлено обязательное наличие в
муниципальном образовании выборного органа местного самоуправления.
2. Принцип выборности - представительные органы местного
самоуправления формируются на основе всеобщего, равного, общего
избирательного права, путем тайного голосования.
3. Принцип представительного характера выборных органов местного
самоуправления - представительный орган наделен правом и обязанностью,
представлять и учитывать интересы населения муниципального образования.
4. Принцип самостоятельности - наделение представительных органов
местного самоуправления собственной компетенцией по решению вопросов
местного значения.
5. Принцип ответственности представительного органа местного
самоуправления - т. е. ответственность представительного органа наступает
путем утраты доверия населения. Санкции в данном случае могут быть выражены
в форме отзыва депутата представительного органа, либо в досрочном
прекращении полномочий представительного органа.
6. Принцип обеспечения законности в деятельности представительного
органа местного самоуправления - в соответствии с данным принципом
представительные органы обязаны строго соблюдать требования законности в
собственной повседневной работе, а также добиваться исполнения закона всеми
другими субъектами в сфере местного самоуправления.
7. Принцип гласности в работе представительных органов местного
самоуправления - представительные органы действуют открыто, публично,
систематически информируют граждан о своей работе. Гласность реализуется
через встречи и приёмы депутатами избирателей, через отчеты депутатов перед
избирателями, освещение деятельности представительных органов в СМИ.
8. Принцип коллегиальности - представительный орган местного
самоуправления принимает решение в коллегиальном порядке. В связи с этим
выделяют такое понятие как кворум. Кворум - это нормативно установленное
минимально необходимое число депутатов для официального рассмотрения и
решения вопросов местного значения. Заседания представительного органа
могут быть правомочны при условии регистрации не менее 2/3 от числа
избранных депутатов. Акты представительного органа местного самоуправления
считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа
избранных депутатов.
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ», представительный орган местного
самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего,
прямого и равного избирательного права, при тайном голосовании в
соответствии с Федеральными Законами и законами субъектов РФ. Численный
состав представительного органа определяется уставом муниципального
образования. При этом существует прямая зависимость между размером
муниципального образования, численностью его населения и численным составом
представительного органа местного самоуправления. Обычно в состав
представительного органа входит от 5 до 60 депутатов. Наименование
представительного органа определяется уставом муниципального образования -
представительными органами местного самоуправления являются думы,
муниципальные собрания, комитеты, советы и т. д.
Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» наделяет представительные органы местного
самоуправления правом законодательной инициативы. Другие полномочия
представительных органов местного самоуправления определяются в Уставе
муниципального образования. К таким полномочиям обычно относятся назначение
даты выборов главы муниципального образования, назначение местного
референдума, принятие Устава муниципального образования, передача
полномочий органам территориально общественного самоуправления,
согласование назначения должностных лиц местного самоуправления, а также
выражение недоверия к главе муниципального образования.
Срок полномочий представительного органа в соответствии с
Федеральным Законом РФ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» не может быть менее двух лет, но не более 5-ти.
Конкретный срок полномочий представительного органа местного самоуправления
определяется уставом муниципального образования, и составляет, как правило
- 4 года. В отдельных поселениях Уставом муниципального образования, в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации, может быть
предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов
собраниями, сходами граждан. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального
Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
согласно Уставам муниципальных образований, избранный населением глава
муниципального образования может быть наделен правом входить в состав
представительного органа и председательствовать на его заседании.
Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы
муниципального образования или главы администрации и возглавляемой ими
администрации. Ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» закрепила положения о Главе муниципального
образования. Так, уставом муниципального образования могут быть
предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного
должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного
самоуправления на территории муниципального образования, а также должности
иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования избирается гражданами,
проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо
представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава
муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению
вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального
образования. Согласно уставу муниципального образования избранный
населением глава муниципального образования может быть наделен правом
входить в состав представительного органа местного самоуправления,
председательствовать на заседаниях представительного органа местного
самоуправления.
Наименование главы муниципального образования и сроки полномочий
определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами
субъектов Российской Федерации.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом
муниципального образования подотчетен населению непосредственно и
представительному органу местного самоуправления.
В различных субъектах Федерации при формировании местной
администрации используются несколько механизмов. Местная администрация:
1) формируется представительным органом местного самоуправления;
2) создается главой местного самоуправления самостоятельно;
3) формируется главой местного самоуправления с согласия
представительного органа местного самоуправления;
4) главные должностные лица назначаются с согласия
представительного органа местного самоуправления, а остальные
– главой местного самоуправления самостоятельно.[7]
Для организации работы исполнительных органов (администрации)
необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть различные
подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты,
департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры,
социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и другие
структурные подразделения. Кроме того, имеется, как правило, и
вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия,
юридическая служба, отдел кадров и др. Перечень подразделений
исполнительного органа (администрации) определяется либо главой
администрации единолично, либо по согласованию с представительными органами
местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок
закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального
образования. Структурные подразделения исполнительного органа находятся в
подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой
управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями,
предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом
муниципального образования, и осуществляют исполнительную и
распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления
и состоят на местном бюджете (в соответствии со сметой расходов на
управленческий аппарат), могут обладать правами юридического лица.
Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности и
закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы
самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению,
руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями.
Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа
местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности
определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными в
порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой
администрации, либо по его представлению представительным органом местного
самоуправления).
Вся деятельность исполнительного органа строится на основе
принципов законности (т. е. все принимаемые решения и осуществляемые
действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативно-
правовым актам Российской Федерации, субъектов РФ, уставу муниципального
образования, решениям представительного органа местного самоуправления) и
гласности, а также на принципах коллегиальности или единоначалия. В законах
о местном самоуправлении многих субъектов РФ содержатся нормы о
подотчетности исполнительных органов представительным органам местного
самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органом
местного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальных
образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения
полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Институт
прекращения полномочия предусмотрен для должностных лиц местного
самоуправления, в т.ч. и глав администраций.
Решения, принимаемые исполнительным органом в пределах его
компетенции, обязательны к исполнению всеми юридическими лицами и
гражданами. Они действуют в пределах границ муниципального образования.
Как правило, к ведению исполнительных органов муниципальных
образований отнесены:
1) владение, пользование, распоряжение и управление
муниципальной собственностью;
2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
3) охрана общественного порядка;
4) комплексное социально-экономическое развитие на своей
территории;
5) жилищно-коммунальный комплекс;
6) муниципальное здравоохранение;
7) муниципальное образование;
8) пожарная безопасность;
9) регулирование земельных отношений;
10) охрана окружающей среды;
11) муниципальные дороги и транспорт;
12) муниципальные статистика и архивы;
13) торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;
14) культура, физическая культура и спорт;
15) социальная поддержка населения;
16) муниципальные информационные системы, местные средства
массовой информации.
Принципы местного самоуправления:
1. Самостоятельность решения вопросов местного значения.
2. Организационные обособления.
3. Соразмерность полномочий ресурсной обеспеченности и ответственности.
4. Признание демократическим институтом.
5. Многообразие организационных форм.
6. Законность.
7. Гласность и учет общественного мнения.
8. Согласование местных и национально-государственных интересов.
9. Коллегиальность и единоначалие.
10. Соблюдение гражданских прав и свобод.
11. Государственные гарантии местного самоуправления.
Методы местного самоуправления:
1. Общие:
- Организационно-распорядительные – формирование структур органов местного самоуправления соответственно стратегиям развития муниципального образования, разработка регламентов и процедур;
- Правовые – правовая регламентация деятельности органов местного самоуправления и муниципальных служащих: разработка положений о структурных подразделениях исполнительных и представительных органов власти, должностных инструкций муниципальных служащих;
- Социально-психологические – методы управления конфликтными ситуациями, нематериальная мотивация муниципальных служащих, методы развития творческих способностей;
- Экономические – бюджетирование, метод управления издержками, методы формирования вознаграждений муниципальных служащих.
2. Специфические – методы сложных научных дисциплин, адаптированные для решения проблем управления муниципальным образованием:
- методы стратегического анализа факторов среды;
- методы проведения маркетинговых исследований;
- нормативные методы предполагаемых созданию системных норм и нормативов для прогнозов развития муниципального образования;
- балансовый метод, который используется для оценки обеспечения территории различного рода ресурсами.
В Российской Федерации, городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого обладают как полномочиями поселения, так и полномочиями муниципального района.
Статус городского округа, как муниципального образования определён Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В состав территории городского округа могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.
По данным Росстата на 1 января 2010 года в России насчитывалось 512 городских округов[3]. На 1 января 2011 года — 515 городских округов[4].
Кроме того, статусом, схожим со статусом городского округа, наделён Северо-Енисейский район Красноярского края.
Муниципа́льный райо́н
В статье 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются вопросы местного значения, которые должны решаться на уровне муниципального района. К ним, в первую очередь, относятся организация медицины и образования на территории района, обеспечение поселений подключением к коммуникациям, организация архивов, библиотек, осуществление функций опеки и попечительства. В компетенцию муниципальных районов входит развитие и содержание сети автомобильных дорог на территории района, транспортного обслуживания, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Муниципальный район ответственен за организацию охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной полицией.
В настоящее время муниципальные районы в большинстве случаев, являются распорядителями бюджетов на всей территории района, включая территории поселений: сельские поселения, входящие в район, не имеют бюджетов, а лишь сметы расходов. В соответствии с законодательством, муниципальный район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.
Муниципальные районы являются распорядителями консолидированных бюджетов района. В соответствии с законодательством, муниципальный район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.
Городские и сельские поселения России: практика реализации федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №154-ФЗ 1995г., №131-ФЗ 2003г.