Выработаны четыре группы методов управления операционными системами: организационные, административные, экономические и социально-психологические.
Суть организационных методов в том, что прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть оптимально организована: спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена инструкциями, фиксирующими правила выполнения работ и поведения персонала.
Административные методы. Их называют также методами властной мотивации, и сводятся они прежде всего к открытому принуждению людей к той или иной деятельности либо к созданию возможностей для такого принуждения. Эти методы широко применялись на промышленных предприятиях и в сфере услуг при административно-командной системе управления экономикой. На практике эти методы реализуются в виде конкретных безальтернативных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения.
|
|
Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект. Исполнителю устанавливаются только цели и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее предпочтительные для него пути их достижения. Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.
Социально-психологические методы сводятся к двум основным направлениям:
· формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы благодаря повышению настроения людей;
· выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в операционном процессе.
ИЛИ
Операционный менеджмент - это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращения в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.
Для получения общего представления о содержании операционного менеджмента следует воспользоваться моделью «5Р». В соответствии с ней операционный менеджмент включает:
1) различные организации, производящие продукцию или оказывающие услуги (Plants);
2) проектирование бизнес-процессов (Processes);
3) продукты и услуги (Parts);
4) подбор персонала для выполнения отдельных операций и бизнес-процессов (People);
|
|
5) выполнение функций управления, а именно: планирование, организацию, анализ, контроль и регулирование (Planning and Control Systems).
Выделают 4 отдельных вида деятельности, которые можно описать как операции:
Производство: физические материалы превращаются в продукты, которые затем продаются покупателям.
Поставки: деятельность, связанная с переменой права собственности на физический товар (дистрибьюторские сети).
Транспортировка: деятельность, связанная с перемещением товаров или людей с одного места на другое, при котором не происходит никаких физических преобразований перемещаемых объектов.
Сервис: деятельность, связанная с изменением состояния покупателя. Речь может идти о физическом состоянии (пр.: стоматология, парикмахерские услуги), интеллектуальном (пр.: образование, консалтинг), или о сочетании этих состояний.