double arrow

Тема 6. Методы психологии труда

Е.Б. Моргунов выделяет следующие критерии для типологии методов эргономического анализа (Дмитриева М.А.,1979):

С точки зрения целей методы могут быть аналитическими и про­ектировочными. При этом аналитические методы должны приме­няться раньше проектировочных, так как «в начале проводится выявление структуры деятельности, ее "болевых точек", а уж по­том разрабатываются мероприятия, делающие деятельность пользо­вателя более эффективной».

С точки зрения «разрешающей способности» методов выделяют­ся: производственные методы (используются, когда деятельность «берется в полном объеме», в процессе «ее реального выполне­ния»); лабораторные методы (если анализируются отдельные со­ставляющие деятельности). Недостаток лабораторного подхода в том, что часто «за деревьями» (частными характеристиками дея­тельности) не видно самого «леса». Поэтому лучше использовать данные подходы в сочетании и разумном чередовании.

С точки зрения способа получения данных выделяются объектив­ные и субъективные методы. Данные, полученные «непосредствен­но от людей» (субъективные), существенно дополняют данные, полученные «с помощью исследовательского оборудования» (объективные). Т.о. результаты психодиагностических исследований относятся к субъективным методам. К объективным методам относятся, например: ЭЭГ, кожно-гальваническая проба, ЭКГ измерение артериального давления и т.д. (Дмитриева М.А., 1979, § 32.)

Выделяются также эмпирические и экспериментальные методы. «В эмпирических методах исследователь лишь тем или иным спо­собом наблюдает и регистрирует реальную деятельность. Экспериментальные методы предполагают активное воздействие на нее с помощью комбинаций тех или иных условий, признанных име­ющими определенное значение. Эмпирические и эксперименталь­ные методы также применяются в некоторой очередности» [3, с. 34]. В экспериментальной психологии подобное разделение методов часто обозначается как «исследовательские» методы (исследование наличной ситуации, без воздействия на нее) и собственно «экспериментальные» методы (исследование резуль­татов воздействия на ситуацию).

К методам построения теории относятся эмпирико-познавательные методы:

-эксперимент в психологии труда;

-наблюдение как деятельность, методика и метод, виды наблюдения;
- опросные методы (беседа, интервью, анкета);

- метод изучения документации;

- метод экспертной оценки, метод анализа продуктов деятельности, метод анализа ошибок и рекордов;

- метод обобщения независимых характеристик. (Дмитриева М.А, 1979, Раздел I.Глава 3.8)

Преобразующие или конструктивные методы психологии труда: методы обучения, развития субъекта труда, развития ПВК (тренажеры, деловые игры); консультирование как метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с интересами определенной профессиональной группы или нескольких групп; методы коррекции поведения, состояний субъекта труда; методы реконструкции – преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда) (Дубовый Л.М.,2000, Глава 2)

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите методы построения теории

2. В чем состоит особенность метод экспертной оценки

3. В чем состоит особенность метод экспертной оценки

4. В чем состоит особенность метод изучения документации

5. Охарактеризуйте методы: наблюдение, опрос, эксперимент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: