double arrow

Принципы управления экономикой


Принципы оценки конкурентоспособности

Оценка конкурентоспособности товара должна осуществляться па основе измерения факторов конкурентоспособности: качества товара, его цены, затрат в сфере потребления, качества сервиса. Эти факторы по анализируемому товару должны сравниваться с соответствующими факторами основных конкурентов либо с нормативами. Оценка конкурентоспособности организации должна осуществляться на основе двух показателей: интегрального показателя конкурентоспособности товаров организации и устойчивости (эффективности) ее функционирования.

Оценку конкурентоспособности страны предлагается осуществлять на основе следующих 10 принципов.

1. Применение преимущественно количественных методов оценки.

2. Использование статистических данных страны и международных организаций, с тем чтобы один человек мог собрать информацию, другой — рассчитать показатель, а третий — проверить качество работы первого и второго с разных точек зрения (полноты, достоверности, точности, своевременности и перспективности).

3. Применение к формированию показателей системного подхода (прежде всего с точки зрения изучения взаимосвязей страны с внешней средой — мировым сообществом, ее интеграции с другими странами) и синергичности.




4. Применение комплексного подхода, т. е. оценка конкурентоспособности с точки зрения политического, социального, духовного, экологического, технического, экономического развития страны или человека.

5. Применение показателей, отражающих прошлое, настоящее и будущее развитие страны (смотреть в будущее в настоящем через прошлое).

6. Структура (конструкция) формулы оценки конкурентоспособности страны должна быть идентична структурам формул оценки товара и организации, с определением весомости (важности) частных показателей конкурентоспособности.

7. В формулу оценки конкурентоспособности страны должен быть включен показатель, отражающий естественные конкурентные преимущества страны.

8. Показатели не должны иметь прямую зависимость от размера страны, численности ее населения.

9. Оценка конкурентоспособности стран мирового сообщества должна осуществляться ежегодно органами ООН. Ее результаты должны публиковаться в открытой печати, доступной всем жителям планеты.

10. По результатам оценки конкурентоспособности страны должны быть установлены ежегодные международные знаки отличия и премии.

К принципам управления экономикой относят.

1) принцип воспроизводства системы жизнеобеспечения экономики страны путем сохранения экосистемы, применения ресурсосберегающего воспроизводства всех компонентов;

2) принцип правовой регламентации управления на всех уровнях иерархии;



3) принцип социальной ориентации развития экономики страны;

4) принцип научной обоснованности систем управления;

5) принцип ориентации экономики на инновационный путь развития;

6) принцип ранжирования объектов управления по их важности;

7) принцип единства теории и практики управления;

8) принцип сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления;

9) принцип обеспечения организованности управленческих процессов;

10) принцип рационального сочетания форм управления;

11) принцип обеспечения сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе по восьми факторам (времени, качества, масштаба, уровня освоенности или опыта, инфляции, риска и неопределенности, методу получения информации, условиям применения объекта управления).

Принципы рационализации структур. Наряду с перечисленными законами и научными подходами при проектировании структур необходимо руководствоваться и специфическими принципами рационализации структур, к. которым относятся следующие принципы.

1. Правовая обоснованность системы обеспечения конкурентоспособности соответствующей структуры. Наиболее универсальным сводом законов по данному вопросу является "Конкурентное право Российской Федерации" [11].

2. Формирование миссии организации, в которой были бы четко определены философия и предназначение, смысл и цели существования структуры (организации, региона или других объектов).



3. Ориентация деятельности на достижение конкурентоспособности за счет повышения качества товара (работы и услуг) и его сервиса, ресурсосбережения по стадиям жизненного цикла объекта.

4. Изучение механизма действия закона конкуренции на конкретном рынке и силы конкуренции на нем.

5. Структуризация целей организации минимум до трех уровней иерархии, обязательное проведение анализа и синтеза целей.

6. Обеспечение приоритета стратегических вопросов перед тактическими для руководителей высшего звена (руководства ветвей власти страны, регионов, руководителей организаций).

7. Обеспечение количественной определенности структуры.

8. Повышение уровня автоматизации производства и управления а основе новых информационных технологий.

9. Обеспечение адаптивности организации к внешней среде путём построения гибких легко переналаживаемых структур, создания виртуальных структур, использования сети Интернет, телекоммуникационных и других электронных сетей, мониторинга параметров внешней среды.

10. Ориентация структуры на проблемы (каждому звену или ветви структуры — одну проблему, например разработка нормативов конкурентоспособности и стратегии, повышение качества, ресурсосбережение и т. д.).

11. Сокращение числа компонентов и связей в системе до оптимального уровня (их число должно быть минимальным, но достаточным для достижения целей. Не работа подыскивается для работника, а, наоборот, для выполнения конкретной работы подбирается работник).

12. Обеспечение оптимального уровня специализации и универсализации организации и ее подразделений. Чем меньше повторяемость работ (продукции), тем выше уровень универсализации и себестоимость выполнения единицы работы. Для снижения себестоимости единицы работы необходимо проводить унификацию стандартизацию, реализовывать эффект масштаба.

13. Обеспечение пропорциональности компонентов структуры по; производительности (мощности, возможностям), качеству (квалификации), наличию необходимой информации и материальных ресурсов и т. д.

14. Обеспечение прямоточности структуры, исключающей возврат предмета труда на прежнее место, сокращающей длительность пути прохождения предмета труда.

15. Стимулирование разработки рациональных структур.







Сейчас читают про: