Фоторепортаж в современной периодике: жанровые особенности и тенденции развития

Фоторепортаж – понятие неоднозначное. В современной практике этим термином обозначают и способ съемки, и отдельный информационный снимок, полученный репортажным способом, и несколько фотографий, отражающих развитие какого-нибудь события.

Современный фоторепортаж заимствовал опыт иллюстрирования печати и в то же время получил дальнейшее развитие. Творческая активизация фотожурналистов, проявившаяся в стремлении уйти от протокольного показа событий, выразить свое отношение к ним, привела к повышению содержательности публикаций. В них усилился публицистический элемент. Благодаря этому в эволюции жанра в последние десятилетия обозначилась также тенденция сближения с фотоочерком. Тенденция развития жанра заключается в усилении психологической нагрузки снимков, в стремлении выразить не только действия, но и чувства и мысли. Фоторепортер пытается передать в снимках – конечно, насколько позволяет это сделать специфика жанра – не только физическое движение, но и духовное развитие человека.

Появление фоторепортажа, так же как словесного, радио- и телерепортажа, обусловлено потребностью информирования масс о тех общественных и природных реальностях, которые рождались на глазах у журналиста. Назначение данного жанра – отображение событий окружающего нас мира.

Специфика объекта познания наложила свой отпечаток на средства и способы его отражения. Главное, это умение вычленить в общественной жизни событие и донести его в наглядном виде до читателя.

Показ действительности в развитии обусловливает последовательную фиксацию различных ее моментов. Таким образом, один из признаков фоторепортажа – многокадровость. Она позволяет давать наиболее полную информацию об объекте съемки. Есть сюжет. В публикациях этого жанра, как правило, каждый фотоснимок занимает хронологически точное место. События показывается от начала до завершения.

Фотожурналист, работающий в этом жанре, должен держать в поле зрения то новое, что рождается сегодня, и фиксировать его по ходу развития. Кроме того, снятый материал необходимо быстро донести до читателя, ибо этим в немалой степени определяется его действенность. Очевидно, что фоторепортаж обладает качествами, которые характерны для информационной группы жанров. Он отвечает на вопросы: что? кто? где? когда? Но главный вопрос-ответ фоторепортажа – как? Изобразительный ряд с пояснительным текстом дает читателю возможность вслед за фотожурналистом проследить, как развивалось событие. Внимание фотожурналиста может привлечь не только нечто впервые свершающееся в общественной практике, притягательность которого именно в новизне, но и то, что уже знакомо читателю. Однако и в данном случае рассказ обусловливается событийным поводом. Такие фоторепортажи вызывают интерес у масс, поскольку и в них автор раскрывает какие-либо новые штрихи действительности.

Фоторепортаж должен строиться обдуманно, а не состоять из случайных снимков и «дежурного» текста, содержательная нагрузка должна распределяться равномерно. Нередко же говорят о главном кадре изобразительного ряда, тем самым как бы подчеркивая второстепенность остальных. Точнее здесь упомянуть о кульминационном моменте, но он не бывает без предшествующего развития сюжета, вот почему важно показать одинаково выразительно все фрагменты того или иного события. Текст также должен быть написан в репортажном ключе: отличаться наглядностью, яркостью повествования, передавать эффект присутствия автора на месте действия. Лишь при этом условии фоторепортаж станет убедительным, запоминающимся.

 


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: