Принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Предмет ведения – круг вопросов, решаемых высшим органами государственной власти с помощью установленных в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах полномочий.

В мировой практике существует несколько способов разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами:

- установление только предметов исключительного ведения федерации (США, Мексика);

- установление предметов исключительного ведения федерации и предметов исключительного ведения субъектов (Канада);

- установление предметов исключительного ведения федерации, предметов совместного ведения федерации и ее субъектов и предметов исключительного ведения субъектов (Индия);

- установление предметов исключительного ведения федерации, предметов совместного ведения федерации и ее субъектов, а предметы исключительного ведения субъектов определяются по остаточному принципу (Российская Федерация ст. 71-73 Конституции РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется на основе Конституции РФ, Федеративного договора и договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории России. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов могут приниматься федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этом случае федеральное право имеет верховенство. Однако отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует субъекту РФ принять собственный нормативный акт. При этом после принятия федерального закона закон субъекта должен быть приведен в соответствие с ним.

По вопросам, не отнесенным к предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, Конституцией РФ устанавливается приоритет законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.

В России разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется не только на основе Конституции России, но и Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. Договоры между Федерацией и ее субъектами носят не международный, а внутригосударственный характер. Они не могут иметь преимущества перед Конституцией РФ. В настоящее время существует 8 таких договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (с Башкортостаном, Якутией, Татарстаном, Удмуртией, Чувашией, Москвой, Иркутской и Свердловской областями). Эти договоры влекут изменения разграничения компетенции в основном в пользу субъектов Федерации. Разграничение может происходить также с помощью текущего законодательства.

Конституция России предусматривает возможность передачи осуществления части полномочий от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации, и наоборот. Соглашения о такой передаче не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Иначе соглашения разрушали бы верховенство конституционного регулирования и превратили конституционно-правовую Федерацию в договорную.

Основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий устанавливается Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: