Прежде всего, выделим те конституционные признаки республик, которые отличают их от других субъектов РФ

А) Конституция РФ называет республики государствами (статьи 5). Однако термин "государство" не дает оснований для их отождествления с Российской Федерации в целом в силу отсутствия у республик признаваемого федеральной Конституцией государственного суверенитета. Такое второе название, по мнению Конституционного Суда РФ, не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно – правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 г. № 10-П).

Положения Федеративного договора 1992 года, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, не действуют и не подлежат применению, поскольку они не соответствуют Конституции России.

Б) Конституция РФ, как уже отмечалось, устанавливает, что республики имеют собственные конституции, а другие субъекты РФ – уставы. Для конституций республик нет требования Конституции РФ о том, чтобы они принимались законодательным органом субъекта РФ, как это предусматривается частью 2 статьи 66 Конституции РФ в отношении уставов субъектов РФ. Таким образом, конституция может быть принята на референдуме республики.

В) Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые используются в государственных органах, учреждениях и органах местного самоуправления наряду с русским языком, который является государственным языком Российской Федерации.

Вместе с тем Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" требует обязательное использование русского языка при официальном опубликовании законов и иных нормативных правовых актов в Российской Федерации, т.е. и всех нормативных правовых актов республик. Таким образом, опубликование нормативного правового акта республики только на государственном языке республики не может подменить официальное опубликование этого акта на государственном языке Российской Федерации. Без публикации нормативного правового акта республики на русском языке, этот акт нельзя считать официально опубликованным.

Конституция России устанавливает некоторые особенности статуса автономных округов и автономной области. Предусматривается возможность дополнительного определения правого статуса автономной области, автономного округа путем принятия по представлению законодательных и исполнительных органов округа (области) федерального закона об автономной области, автономном округе. Правда, пока такой акт не существует.

Будучи субъектом Федерации, автономный округ, тем не менее, может входить в состав другого субъекта Федерации – края, области. Сейчас 3 из 4 автономных округов входят в состав краев и областей. Так, например, в состав Тюменской области входят сразу два – Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ. Только Чукотский автономный округ непосредственно входит в состав Российской Федерации. Этот округ вышел в 1992 г. из состава Магаданской области в соответствии с Законом РФ от 17.06.1992 г. № 3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации».

Вхождение автономного округа в состав края, области не нарушает принцип равноправия субъектов РФ. Вхождение одного субъекта РФ в состав другого есть конституционно-правовое состояние, которое означает включение территории и населения одного субъекта Федерации в состав территории и населения другого, допускает распространение на него полномочий органов государственной власти края, области. Вследствие этого население автономного округа должно участвовать в выборах законодательной власти края, области. В силу этого край, область вправе формировать свои представительные и исполнительные органы государственной власти путем их избрания всем населением края, области, включая население автономных округов, что создает правовые предпосылки для перераспределения полномочий по согласованию между органами власти края, области и автономного округа (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 г. № 12-П). В связи с этим взаимоотношения края (области) и входящего в его (ее) состав автономного округа отличаются от отношений других субъектов РФ. Обе стороны обязаны строить свои отношения с учетом интересов друг друга.

Отношения края (области) и входящего в его (ее) состав автономного округа могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (часть 4 статьи 66 Конституции РФ). Такие договоры, например, могут устанавливать делегирование некоторых полномочий органов государственной власти автономных округов органам государственной власти края, области.

 

Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, субъект РФ не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус. Изменение государственного статуса субъекта РФ может иметь место только без изменения территории и границ России.

Порядок изменения состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства (его части) или образования на территории субъектов Федерации нового субъекта РФ устанавливаются ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении соответствующего международного договора, является только данное иностранное государство. Президент РФ после поступления такого предложения уведомляет о нем Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Рассмотрение указанного предложения и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Одновременно с международным договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Проект этого федерального конституционного закона должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации.

Совместное предложение законодательных органов и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов) заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту РФ. Такое предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта.

Президент РФ уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы этих субъектов РФ. Вынесение вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов РФ с различиями в его формулировке не допускается.

В случае, если в одном или нескольких, но не более чем в половине заинтересованных субъектов РФ референдумы по вопросу об образовании нового субъекта РФ будут признаны несостоявшимися или результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих субъектах РФ может быть проведено повторное голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании нового субъекта РФ получил одобрение. Повторное голосование проводится не позднее чем через 45 дней со дня вступления в силу решения избирательной комиссии субъекта РФ о признании референдума несостоявшимся или о признании его результатов недействительными.

В случае, если вопрос об образовании нового субъекта РФ был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами РФ не ранее чем через год.

Если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, то Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Это проект федерального конституционного закона должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) Российской Федерации, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы вопросы формирования органов государственной власти нового субъекта РФ, изменения федерального закона о федеральном бюджете на текущий год, правопреемства нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных субъектов РФ, функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта РФ, функционирования государственных органов и организаций заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта РФ, а также действия законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта РФ.

Также статус субъекта РФ может быть изменен в соответствии с ФКЗ об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ, но пока такой закон не принят. Также субъект может изменить свое наименование, которое подлежит внесению в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения самого субъекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: