Принципы федеративного устройства России

К принципам российского федерализма можно отнести закрепленные в Конституции и обеспечиваемые всеми ветвями государственной власти основные начала организации и деятельности государственно-территориального устройства:

1. принцип государственной целостности означает историческую преемственность российского государства как единого образования, основанного на целостности и неприкосновенности его территории (единство территории, единый государственный суверенитет, единое экономическое пространство, единство правового пространства). Попытки нарушения целостности России должны пресекаться правовыми способами. В этих случаях необходим конституционный механизм вмешательства федерации в дела субъекта (ч. 4 ст. 78, ч. 2 ст. 80) [1 с. 118].

2. принцип единства государственной власти. Часть 3 ст. 5 Конституции РФ наряду с другими принципами устанавливает, что федеративное устройство России основано на единстве системы государственной власти, которое предполагает, во-первых, единство природы государственной власти, во-вторых, однотипную организацию государственной власти, которая должна опираться на принципы, закрепленные в Конституции (республиканская форма правления, разделение властей, различие государственной власти и местного самоуправления и др.). Субъекты Федерации самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти. Единство государственной власти обеспечивается тем, что Федерация определяет общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации. Разграничение полномочий осуществляется на путем выделения предметов исключительного ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ и предметов ведения субъектов РФ на основе Конституции РФ, Федеративного договора и договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и отдельными субъектами РФ.

4. принцип равноправия и самоопределения народов означает возможность свободного социального и культурного развития народов в рамках российского государства. Реализация права народа на самоопределение согласно международному праву требует при этом соблюдения принципа территориальной целостности и прав человека. Субъекты не обладают правом сецессии.

5. принцип равенства субъектов РФ. Все субъекта Федерации без каких-либо изъятий во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти между собой равноправны. Это конкретизируется в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти ряда субъектов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: