Предметы ведения РФ. Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов

Одной из основ федеративного устройства Российской Федерации служит разграничение предметов ведения и полномочий в рамках Российской Федерации.

Перечень предметов исключительного ведения Российской Федерации, предусмотренныйв статье 71 Конституции России,включает в себя 18 пунктов, которые можно разделить на несколько сфер.

В сфере прав и свобод человека и гражданина Российская Федерация регулирует и защищает права и свободы человека и гражданина, решает вопросы гражданства в Российской Федерации, защищает права национальных меньшинств. Помимо Федерации эти вопросы могут регулировать субъекты РФ, но только в тех случаях, когда такое регулирование направлено на расширение этих прав и свобод, укрепление гарантий их реализации.

В сфере государственного строительства кведению Российской Федерации отнесено федеративное устройство и территория, установление и регулирование федеральных государственных органов, а также определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, федеральная государственная служба.

К ведению Российской Федерации отнесено принятие и изменение федеральной Конституции, контроль за ее соблюдением, а также федеральные государственные награды и почетные звания.

В экономической сфере в исключительном ведении Федерации находиться федеральная государственная собственность и управление ею, денежная эмиссия (выпуск в обращение денежных единиц), федеральные банки. Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка, основы ценовой политики, принимает федеральный бюджет, финансовое и валютное законодательство, устанавливает федеральные налоги и сборы, таможенное регулирование и т.д.

Федеральный законодатель обязан осуществлять в процессе финансового регулирования такую регламентацию финансовых отношений, при которой обеспечение экономического единства не должно приводить к умалению финансовой самостоятельности субъектов РФ.

Часть производственных систем и отраслей экономики, которые имеют общегосударственное (стратегическое) значение, находятся в ведении Российской Федерации: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, информация и связь, космическая деятельность и др.

В социально-культурной сфере к ведениюФедерация отнесено немного вопросов: установление основ федеральной политики и федеральные программы развития в этой области.

В сфере обороны, безопасности - только Федерация вправе иметь свои вооруженные силы, заниматься вопросами оборонного производства, определять порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, производить ядовитые вещества, наркотические средства, устанавливать порядок их использования. Особая область федеральной юрисдикции – безопасность государства (конституционная, экономическая, экологическая и др.).

В международной сфере в ведении Федерации находиться внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

К числу иных предметов исключительного федерального ведения относятся установление различных стандартов и эталонов, исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, статистический и бухгалтерский учет.

Следует отметить, что некоторые перечисленные в статье 71 Конституции России предметы ведения конкретизируются в других статьях Конституции. Например, положение о денежной эмиссии – в части 1 статьи 75.

Наряду с перечнем предметов исключительного федерального ведения в статье 71 Конституции РФ существуют также отдельные конституционные положения, указывающие на необходимость регулирования того или иного вопроса в форме федерального или федерального конституционного закона и устанавливающие таким образом исключительную компетенцию Федерации.

Конституция России (статья 72) определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов по их содержанию можно разделить на пять групп.

Сфера государственного строительства включает обеспечение соответствия актов субъектов РФ федеральным, защиту прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, кадры судебных и правоохранительных органов, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

В международной сфере –этокоординация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

К экономической сфере отнесено владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения и сборов и др.

В социально-культурной сфере находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, общие вопросы образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, охрана памятников истории и культуры.

В экологической сфере – этоприродопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: