Конституционно-правовое взаимодействие Президента и Федерального Собрания

1. Президент РФ назначает выборы Государственной Думы. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

2. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации.

3. Президент назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы

4. Президент РФ распускает Государственную Думу. Основаниями для роспуска служат: а) трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатур, предложенных Президентом на должность Председателя Правительства РФ (часть 4 статьи 111 Конституции); б) повторное в течение трех месяцев выражение Государственной Думой недоверия Правительству (часть 3 статьи 117 Конституции); в) отказ Государственной Думы в доверии Правительству при постановке Председателем Правительства такого вопроса перед Государственной Думой (часть 4 статьи 117 Конституции).

5. Глава государства обладает законодательной инициативой, т.е. вправе вносить законопроекты в Государственную Думу. Президент также вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

6. Президент подписывает и обнародует федеральные законы, принятые парламентом, тем самым придавая им обязательную силу. Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении федеральных законов (статья 107 Конституции): глава государства в течение 14 дней после поступления к нему на подпись принятого федерального закона может этот закон отклонить. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Конституционный Суд РФ 22 апреля 1996 года по делу о толковании статьи 107 Конституции РФ решил, что Президент РФ вправе вернуть поступивший ему на подпись федеральный закон без рассмотрения в случае нарушения порядка его принятия, если такие нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие этого закона. По мнению Конституционного Суда, такое возвращение без рассмотрения не должно считаться отклонением в смысле статьи 107 (т.е. случаем применения вето главой государства), поскольку указанный закон нельзя считать принятым.

Необходимость подписания и обнародования Президентом РФ федерального закона не может рассматриваться как подтверждение его соответствия или несоответствия Конституции, в том числе по порядку принятия. Подписание и обнародование Президентом РФ федерального закона не препятствует главе государства обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции этого закона, в том числе по порядку его принятия.

7. Президент, его полномочные предстаивтели вправе участвовать в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации.

8. Глава государства обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

9. Государственная Дума может выдвинуть обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

10. Совет Федерации принимает решение об отрешении Президента от должности.

11. Президент может вводить в случае агрессии военное положение, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

12. Президент представляет кандидатуру и ставит вопрос об освобождении от должности при назначении и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ Государственной Думой.

13. Гос. Дума назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, кандидатуры могут предлагать Президент РФ, Совет Федерации и др.

14. При назначении на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ Советом Федерации кандидатуры представляет Президент РФ.

15. При назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора РФ Советом Федерации кандидатуру представляет Президент РФ.

16. Президент РФ назначает и отзывает после консультаций с комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.

17. Президент РФ, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации могут обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и уставов субъектов РФ, иных законов и нормативных правовых актов, не вступивших в силу международных договоров.

18. Также и Президент и ГД и СФ могут обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о разрешении спора о компетенции между органами гос. власти РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: