В юридической литературе под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.
Субъект административного права - это физическое лицо или организация, обладающая правами и обязанностями в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Иными словами субъектами можно называть физические лица и организации, обладающие правосубъектностью.
Виды субъектов. Индивидуальные и коллективные субъекты:
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (должностные лица и предприниматели являются специфическими индивидуальными субъектами).
Коллективные субъекты - различного рода объединения граждан. Коллективные субъекты подразделяются на государственные и негосударственные организации.
Государственные организации - это органы исполнительной власти государственного управления, предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.д.).
|
|
Негосударственные организации - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения. Вышесказанное позволяет выделить разновидности субъектов:
-Граждане.
-Иностранцы.
-Лица без гражданства.
-Президент РФ.
-Президенты субъектов РФ.
-Федеральные органы исполнительной власти.
-Органы исполнительной власти субъектов РФ.
-Федеральные государственные служащие.
-Муниципальные служащие.
-Государственные предприятия, учреждения, организации.
-Негосударственные предприятия, учреждения.
-Органы местного самоуправления.
-Муниципальные предприятия, учреждения.
-Общественные организации, объединения.
-Религиозные объединения.
-Совместные и иностранные учреждения, предприятия, организации.
Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды.
Административно-правовая норма – это установленное государством правило поведения, призванное регулировать общественные управленческие отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе реализации исполнительной власти.
Черты:
· направлены на обеспечение публичных интересов, укреплению законности и дисциплины
· несут организующее начало в хаос общественной жизни
· односторонность властного воздействия, юридическое неравенство сторон, принудительность
|
|
· регулируют отношения, прежде всего в сфере ИВ
· их цель обеспечение - функционирования системы ИВ
· закрепляют правила поведения всех участников управленческих отношений. Меры должного и возможного поведения участников
· огромное количество этих норм, не поддающееся учёту и кодификации
· в основном, устанавливаются ИВ, а не законодательной
· имеют собственный арсенал средств принуждения
· широко регулируют отношения других отраслей права (ФП, ЗП, ТП и др.)
· особенности их структуры: в них, как правило, отсутствует гипотеза, а в некоторых отсутствует санкция (отсылочная норма).
Виды:
По содержанию: регулятивные; охранительные
По форме предписания: императивные, диспозитивные
По юридической направленности:
· Материальные – закрепляют права, обязанности и ответственности субъектов АП
· Процессуальные – устанавливают механизм реализации материальной нормы, её правила, порядок, процедуру.
По юридическому содержанию:
· Обязывающие – предписание на определённое действие
· Запрещающие – требование к воздержанию от определённого действия
· Разрешительные – возможность выбора между определёнными действиеми
· Уполномочивающие – предоставляют уполномоченному органу государственно-властные полномочия
· Стимулирующие – их реализация которых связанна с материальным или моральным поощрением
· Рекомендательные – предлагают адресату тот или иной вариант поведения
По адресату нормы: нормы для ОИВ; МСУ; гос. служащих; должностных лиц; общественных организаций; предприятий и учреждений; некоммерческих организаций; граждан
По масштабам действия: федеральные; региональные; территориальные; местные
По объёму регулирования: общие; межотраслевые; отраслевые; внутриотраслевые
По времени действия: срочные; бессрочные
По способу реализации: соблюдение, исполнение, использование, применение
Структура АП норм: всё как обычно: гипотеза, диспозиция, санкция. Как правило, нет гипотезы.