double arrow

Понятие и виды субъектов административного права

 

В юридической литературе под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

Субъект административного права - это физическое лицо или организация, обладающая правами и обязанностями в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Иными словами субъектами можно называть физические лица и организации, обладающие правосубъектностью.

Виды субъектов. Индивидуальные и коллективные субъекты:

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (должностные лица и предприниматели являются специфическими индивидуальными субъектами).

Коллективные субъекты - различного рода объединения граждан. Коллективные субъекты подразделяются на государственные и негосударственные организации.

Государственные организации - это органы исполнительной власти государственного управления, предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.д.).

Негосударственные организации - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения. Вышесказанное позволяет выделить разновидности субъектов:

-Граждане.

-Иностранцы.

-Лица без гражданства.

-Президент РФ.

-Президенты субъектов РФ.

-Федеральные органы исполнительной власти.

-Органы исполнительной власти субъектов РФ.

-Федеральные государственные служащие.

-Муниципальные служащие.

-Государственные предприятия, учреждения, организации.

-Негосударственные предприятия, учреждения.

-Органы местного самоуправления.

-Муниципальные предприятия, учреждения.

-Общественные организации, объединения.

-Религиозные объединения.

-Совместные и иностранные учреждения, предприятия, организации.

 

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.

 

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды.

Административно-правовая норма – это установленное государством правило поведения, призванное регулировать общественные управленческие отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе реализации исполнительной власти.

Черты:

· направлены на обеспечение публичных интересов, укреплению законности и дисциплины

· несут организующее начало в хаос общественной жизни

· односторонность властного воздействия, юридическое неравенство сторон, принудительность

· регулируют отношения, прежде всего в сфере ИВ

· их цель обеспечение - функционирования системы ИВ

· закрепляют правила поведения всех участников управленческих отношений. Меры должного и возможного поведения участников

· огромное количество этих норм, не поддающееся учёту и кодификации

· в основном, устанавливаются ИВ, а не законодательной

· имеют собственный арсенал средств принуждения

· широко регулируют отношения других отраслей права (ФП, ЗП, ТП и др.)

· особенности их структуры: в них, как правило, отсутствует гипотеза, а в некоторых отсутствует санкция (отсылочная норма).

Виды:

По содержанию: регулятивные; охранительные

По форме предписания: императивные, диспозитивные

По юридической направленности:

· Материальные – закрепляют права, обязанности и ответственности субъектов АП

· Процессуальные – устанавливают механизм реализации материальной нормы, её правила, порядок, процедуру.

По юридическому содержанию:

· Обязывающие – предписание на определённое действие

· Запрещающие – требование к воздержанию от определённого действия

· Разрешительные – возможность выбора между определёнными действиеми

· Уполномочивающие – предоставляют уполномоченному органу государственно-властные полномочия

· Стимулирующие – их реализация которых связанна с материальным или моральным поощрением

· Рекомендательные – предлагают адресату тот или иной вариант поведения

По адресату нормы: нормы для ОИВ; МСУ; гос. служащих; должностных лиц; общественных организаций; предприятий и учреждений; некоммерческих организаций; граждан

По масштабам действия: федеральные; региональные; территориальные; местные

По объёму регулирования: общие; межотраслевые; отраслевые; внутриотраслевые

По времени действия: срочные; бессрочные

По способу реализации: соблюдение, исполнение, использование, применение

Структура АП норм: всё как обычно: гипотеза, диспозиция, санкция. Как правило, нет гипотезы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: