Конфуцианство (нравственное учение и религиозная сторона)

 

I

Конфуцианство —китайское учение, сыгравшее исключительно важную роль как в истории ки­тайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. Са­мо слово «конфуцианство» европейского происхождения, его китайский эквивалент жу цзяо («учение благовоспитанных (или просвещенных) людей») позволил некоторым ученым прошлого века даже называть конфуцианство «религией ученых». Впрочем, вопрос о том, является ли конфуцианство религией, достаточно сложен. Сам Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.) отнюдь не учил вере в сверхъестественное, напротив, он говорил: «Не знаем, что такое жизнь, как же можем знать, что такое смерть», «Не знаем, как служить людям, как же мы сможем служить божествам», «Почитай божества и духов, но отдаляйся от них» и т. п. На этом основании Конфуция иногда называют агностиком, хотя это не­верно. Конфуций был глубоко предан ценностям общества своего вре­мени и не подвергал сомнению его верования и культы. Однако он тем не менее не считал их содержание связанным со своим философским учением и поэтому просто не говорил о нем. Как это не покажется странным, вся проблематика, считающаяся обычно религиозной, оказа­лась за пределами конфуцианского учения, посвященного по преимуще­ству этико-политическим вопросам. Что же касается культа и ритуала, то конфуцианский культ, сохраняя внешне архаические формы, в основ­ном имел также мемориальное значение (почитание памяти Конфуция и его учеников и т. п.), а отчасти походил на современные государствен­ные и гражданские ритуалы, что хорошо понимали миссионеры-иезуиты XVII-XVIIIвв., разрешавшие крещеным китайцам продолжать совер­шать конфуцианские ритуалы. Не был обожествлен и самКонфуций, всегда считавшийся только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости.

И тем не менее мы имеем полное право рассматривать конфуциан­ство наряду с другими великими религиозно-философскими учениями и традициями Востока. Во-первых, влияние конфуцианства на все китай­ское общество было настолько глубоким, а его воздействие на систему ценностей традиционного Китая и этнопсихологию китайского народа настолько полным, что игнорирование конфуцианства самым отрица­тельным образом сказалось бы на нашем понимании духовной культуры Китая и ее идейных истоков. Во-вторых, на протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II и I вв. до н. э. и до свержения монархии в 1911г.) конфуцианство, являясь официальной идеологией Китайской империи, по существу выполняло в обществе те же функции, что и государственные религии в других культурах. Освещение основ конфуци­анства в пособии по религиоведению совершенно необходимо.

Европейское название это учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя (Кун Фу-цзы, премудрый учитель Кун). Собственно китайское имя Конфуция — Кун Цю или Кун Чжунни; в Китае его также часто называют просто Кун-цзы — фило­соф Кун.

Конфуций жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц, в его учении в полной мере отразилась как эпоха, так и стремление к преодолению порожденного ею хаоса. Родился Конфуций в аристократической, но обедневшей семье в княжестве Лу (восточный Китай, современная провинция Шаньдун). В раннем детстве он осиро­тел, вел весьма скромный образ жизни, пока ему не удалось найти сред­ства для путешествия в царский домен — государство Чжоу, где Кон­фуций долго работал в царском книгохранилище; согласно легенде, там он встречался и беседовал с Лао-цзы. с которым Конфуций не согла­шался, хотя, как говорит та же легенда, и относился к нему с величай­шим почтением. По возвращении на родину Конфуций получил широ­кое признание в качестве знатока музыки (но китайским представлени­ям музыка не только отражала вселенскую гармонию, но и способство­вала ее воссозданию в обществе) и древних ритуалов. Вскоре он открыл свою школу, став первым профессиональным педагогом в истории Ки­тая, многие ученики Конфуция — известные государственные деятели и ученые; однако сам Конфуций, стремившийся на практике воплотить в жизнь свои социальные теории, так и не получил значимого государст­венного поста, в поисках которого он иногда отправлялся в очень дале­кие и подчас опасные путешествия по государствам Китая того смутно­го времени. Скончался Конфуций в своем родном городе Цюйфу, где и сейчас находится его мемориал и проживают его отдаленные потомки.

Первоначально конфуцианство было лишь одним, хотя и очень влиятельным, учением древнего Китая, существовавшим наряду с дру­гими учениями (даосизм, моизм, легизм и др.). Однако после объедине­ния Китая и создания стабильной централизованной империи Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) оно постепенно усилилось и на рубеже II и I вв. до н. э. стало, наконец, государственной идеологией императорско­го Китая.

Постепенно складывается корпус канонических текстов конфуци­анства — так называемые Пятиканоние (У цзин) и Четверокнижие (Сы шу). Первый свод текстов состоит в основном из памятников, созданных еще до Конфуция и воспринимавшихся конфуцианцами как свидетель­ство о нормах и установлениях идеальной древности в соответствии с установкой Конфуция на подражание древним образцам, выраженной им в знаменитой фразе: «Я передаю, а не создаю. Знаю древность илюблю ее». Именно в древности, во времена легендарных мудрых госу­дарей Яо и Шуня или в эпоху ранних монархов царства Чжоу (XII- XI вв. до н. э.) искали конфуцианцы свой идеал совершенного общества и именно на древность и неукоснительное следование традициям они ориентировались.

Пятиканоние включает:

1. «И цзин» («Канон перемен»)— древний гадательный памятник, получивший позднее космологическую и натурфилософскую интерпре­тацию и превратившийся в основу философской и протонаучной мето­дологии древнего Китая; составление комментирующей части приписы­вается Конфуцию.

2. «Ши цзин» («Канон песен») — древнейший литературно-поэти­ческий памятник, состоящий из народных и ритуально-храмовых песен и гимнов; отбор песен и их редактирование также приписываются Кон­фуцию.

3. «Шу цзин», или «Шан шу» («Канон исторических записей») — собрание древнейших исторических документов.

4. «Ли цзи» («Записи о ритуале») — собрание данных о древних ри­туальных и обрядовых нормах.

5. «Чунь-цю» («Весна и Осени») — летопись родного для Конфу­ция царства Лу, в которой дается оценка деяний правителей; автором летописи считается Конфуций.

Четверокнижие как канонический свод сформировалось значитель­но позднее Пятиканония (в XI—XII вв.), когда философы-неоконфуци­анцы придали ряду древних текстов статус канонических авторитетов, в него входят:

1. «Чжун юн» («Учение о середине и постоянстве»)— текст, пер­воначально представлявший собой главу из «Ли цзи», однако, ввиду ее теоретической важности, превращенный в отдельное сочинение; автор­ство этого текста приписывается Конфуцию и его внуку Цзы Сы.

2. «Да сюэ» («Великое учение») — текст, аналогичный Чжун-юн, также бывший первоначально главой «Ли цзи»; его авторами считаются Конфуций и его ученик Цзэн-цзы.

3. «Лунь-юй» («Рассуждения и беседы») — текст, представляющий собой запись бесед Конфуция со своими учениками; содержит также сведения о личности Конфуция.

4. «Мэн-цзы» — текст, названный по имени философа Мэн-цзы (Мэн Кэ, 372-289 гг. до н. э.), крупнейшего представителя конфуциан­ской школы после самого Конфуция; текст излагает его учение.

В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов личного нравственного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства во имя создания идеального общества, соответствующего древним образцам. Предполагалось, что нравственное самосовершенствование является предпосылкой успешной деятель­ности на государственном поприще, которая, в свою очередь, представляет собой цель нравственного развития личности. Отсюда проистекает панэтизм (рассмотрение всех вопросов философии с позиций этики) конфуцианства, считавшего мораль и моральные нормы единственным источником государства и права (жэнь чжэн, «правление, основанное на гуманности»).

Конфуцианство рассматривало государство как большую патриар­хальную семью, в которой монарх должен играть ту же роль, что и пол­новластный глава клана или рода. Поскольку традиционная китайская семья следовала жесткой иерархии — в ней господствовал принцип бес­прекословного подчинения младшего старшему, конфуцианская док­трина также предполагала соблюдение норм иерархической соподчиненности. Эти нормы были выражены в так называемых пяти взаимоот­ношениях (у лунь) — отношениях между государем и подданными, ме­жду отцом и детьми, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой и— между друзьями. Поэтому конфуцианская фраза «все люди — братья» должна пониматься с учетом того факта, что по-китайски нет слова «брат» в общем смысле, а есть слова «старший брат» и «младший брат» и фразу следует читать «все люди как старшие и младшие братья друг для друга», а конфуцианская мораль предписывает младшему брату непременно слушаться старшего. Именно поэтому конфуцианцы активно выступили против учения философа Мо-цзы (V в. до н. э.) о «всеобщей любви»; она, с точки зрения конфуцианцев, противоестественна, ибо всегда люди будут любить своих близких больше, чем посторонних. Единственное, что может предпринять высо­конравственный человек — это постепенно распространять отношение к близким на дальних и таким образом способствовать утверждению мо­ральности и гармонии в обществе. Отметим также, что в системе пяти отношений (у лунь) только пятое (между друзьями) предполагает равен­ство лиц, тогда как предыдущие четыре предполагают подчинение од­ного субъекта отношения другому (подданного— государю, сына — отцу, младшего брата — старшему, жены — мужу).

Важным принципом конфуцианства является также учение об ис­правлении имен (чжэн мин), согласно которому каждое имя (государь, отец, сын и т. д.) должно соответствовать своей «сущности», т. е. соци­альное положение человека должно определять характер его поведения.

Идеальная личность конфуцианства называлась «благородным му­жем» (цзюнь-цзы), им мог быть любой человек, независимо от проис­хождения, единственный критерий его «благородства» — строгое и не­укоснительное следование нормам конфуцианской морали.

Важную роль в конфуцианстве играло учение о природе человека (син). Одни конфуцианцы учили, что природа человека нейтральна и в зависимости от обстоятельств может проявлять себя и как добрая, и как злая (Гао-цзы), другие провозглашали принципы или абсолютной доб­роты человеческой природы (Мэн-цзы) или ее абсолютного зла (Сюнь-цзы). Последний, например, утверждал, что нравственное совершенст­вование, музыка, ритуал и высокая словесность (вэнь) нужны прежде всего в качестве средств, необходимых для обуздания злой природы человека, которая в противном случае будет проявлять себя только в безудержном эгоизме и стремлении к собственной выгоде. Конфуциан­цы всегда считали, что стремлением к выгоде руководствуются «низкие людишки» (сяо жэнь), тогда как «благородные мужи» действуют ис­ключительно из чувства долга. Концепцией Сюнь-цзы воспользовались главные противники конфуцианцев — легисты, отвергающие идею мо­рального государства, базирующегося на «гуманном правлении», как утопическую. В конечном итоге учение Сюнь-цзы ушло на обочину раз­вития конфуцианской мысли и гораздо большую роль начало играть учение Мэн-цзы о доброте человеческой природы.

Мэн-цзы считал, что человек по своей природе добр и природа че­ловека также влечется к добру, как вода всегда стремится течь вниз. Со­гласно его учению, природа человека (син) изначально наделена всеми нравственными совершенствами, их лишь надо реализовать или «вы­светлить» (мин) благодаря практике самосовершенствования. Природе человека присущи так называемые пять постоянств (у чан), которые вы­ражаются в пяти базовых категориях конфуцианской этики: гуманность (жэнь), долг-справедливость (и), ритуальное благоговение (ли), муд­рость (чжи) и искренность (синь). Эти нравственные нормы абсолютны и неизменны, однако в разных ситуациях и отношениях они проявляют­ся по-разному. Например, в отношении государя к подданному гуман­ность проявляется как милость (дэ), а в противоположном случае — как преданность (чжун). Очень важной формой проявления гуманности конфуцианская традиция считала сыновнюю почтительность (сяо), ле­жавшую в основе отношений семейных и между поколениями в семье, что было чрезвычайно существенным для конфуцианцев, считавших семью прообразом государства.

Существенную роль в конфуцианстве играло учение о культуре, выраженной в письменности (вэнь). Наряду с музыкой, изящная словес­ность рассматривалась как важнейший фактор нравственно преобра­зующего воздействия на личность: литература несет в себе великий Дао-Путь — говорили конфуцианцы, они активно занимались литературным творчеством в назидательно-дидактическом ключе.

Именно линия Мэн-цзы и совпала с ведущим направлением развития конфуцианского учения. В XI—XII вв. неоконфуцианцы превратили кате­гории конфуцианской этики не только в основу человеческой природы, нои в каркас и корень всего мира, разработав теорию нравственного космо­са, процессы которого определяются нравственным законом (ли).

Весьма важное значение для конфуцианства имела и разработанная Мэн-цзы так называемая теория смены небесного мандата (гэ мин). Со­гласно этой теории, только нравственно совершенный человек может получить от Неба, понимаемого как безличная высшая сила, право на управление народом в качестве монарха. Человек, лишенный таких нравственных качеств, но занимающий тем не менее фон, объявляется Мэн-цзы узурпатором, который может и должен быть свергнут, для того чтобы престол был передан истинному обладателю мандата. Эта замена правителей называется им «гэ мин» («переменой мандата») — словом, которое в современном китайском языке передает понятие «револю­ция». Разумеется, теория Мэн-цзы имела чисто умозрительный характер и обычно использовалась для обоснования легитимности вступления на престол новой династии или для осуждения неудавшейся попытки заме­ны правителя по принципу «мятеж не может кончиться удачей, в про­тивном случае его зовут иначе», теория «перемены мандата» часто вдохновляла конфуцианцев на участие в тех или иных народных движе­ниях во имя восстановления справедливости и гуманного правления.

Большую роль играл в конфуцианстве унаследованный из архаиче­ских верований, но переосмысленный им культ предков. Конфуцианство отнюдь не предписывало своим последователям верить в реальное при­сутствие предков во время жертвенных актов и даже не утверждало о бессмертии их души. Важно было вести себя так, как если бы предки (жу цзай) действительно присутствовали, демонстрируя этим свою ис­кренность (чэн) и развивая в себе гуманность — сыновнюю почтитель­ность и уважение к семейным ценностям и к древности.

После того как конфуцианство стало официальной идеологией им­перии, его идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей се политической системы. Ярче всего это проявилось в системе экзаменов, главном способе формирования чиновничьего корпуса государства. Эк­заменующийся (а им теоретически мог быть любой человек, если он не был сыном проститутки, актера или парикмахера) должен был во время экзамена продемонстрировать свое знание конфуцианской классики и умение применять ее принципы при решении современных политиче­ских проблем. Эта система благополучно существовала в Китае до 1906 г., когда она была заменена европейской общеобразовательной системой.

В XI—XII вв. конфуцианство значительно трансформируется труда­ми таких мыслителей, как Чжоу Дуньи, Чжан Цзай, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си и формируется так называемое неоконфуцианство, хотя сами его создатели были уверены, что они ничего не вносят в учение Конфу­ция и его древних последователей, а напротив, возвращают ему первозданную чистоту. Неоконфуцианцы в основном занимались разработкой онтологических основ конфуцианской этики, что обусловило сильней­шее влияние на них даосских и буддийских идей.

В настоящее время конфуцианство остается живой интеллектуаль­ной и духовной традицией. XX век дал несколько крупных мыслителей, развивавших конфуцианство в новых исторических условиях, это Фэн Юлань, Лян Шумим и Сюн Шили. Их наследие (последний из этой плеяды, Фэн Юлань, умер в 1990 г.) сейчас пристально изучается и в КНР, и на Тайване, и среди членов китайской диаспоры за пределами Китая. Несмотря на краткий период гонений и преследования конфуци­анства в КНР в годы «культурной революции», интерес к нему быстро возродился и в настоящее время в Китае выходят многочисленные ис­следования но истории конфуцианства, издаются классические конфу­цианские тексты, существует Общество Конфуция и Фонд Конфуция.

В Европе интерес к конфуцианству возник в XVII в. благодаря мис­сионерской деятельности иезуитов. Конфуцианские идеи, переосмыс­ленные в духе философии Просвещения, оказали влияние на Вольтера и его теорию просвещенного абсолютизма, а китайская экзаменационная система повлияла на формирование практики экзаменов в Европе.

Вместе с даосизмом и буддизмом конфуцианство сформировало все существенные особенности и важнейшие характеристики китайской культуры — одной из древнейших культур человечества.

В целом процесс формирования религиозных традиций этого региона может рассматриваться как распространение за пределы ареалов их начального образования китайской (Корея, Япония, Вьетнам) и ин­добуддийской культуры (Юго-Восточная Азия, Тибет, Монголия, от­части Китай и весь восточноазиатский регион). Эти культуры высту­пали как своеобразный эталон для стран и народов, которые перераба­тывали воспринятое соответственно местным условиям. Речь, однако, не идет о пассивной рецепции, поскольку вскоре после первого периода усвоения основного объема заимствованной культуры начинался период ее творческого переосмысления и создания собственной культурной традиции.

 

II

Конфуцианство появляется в ситуации феодальных распрей и междоусобиц, связанных с закатом династии Чжоу (VII в. до н. э. — III в.н. э.). Распадается система полузависимых государств, связанных феодальной покорностью чжоускому правителю, считавшемуся Сыном Неба (Тянь-цзы), поддерживавшему равновесие космических сил, умилостивление предков, вызывание дождя, обеспечение урожая. К тому времени государственной религией был культ Неба как высшего морально-этического начала, хранителя мирового порядка, олицетворения разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Правитель в исполнении ритуалов проявлял почтительное отношение к Небу, это был сыновий долг правителя, воздающего почести небесному отцу.

Конфуцианство. История формирования конфуцианства связана с деятельностью Кун-цзы, или Конфуция (551— 479 до н. э.), который выдвинул мировоззренческий эталон, заключающийся в следовании полулегендарным образцам глубокой древности как времени, когда правители отличались мудростью, чиновники были бескорыстны и преданны, а народ благоденствовал. Идеализация древности и критическое отношение к современности способствовали распространению и популяризации конфуцианства, которое прочно вошло в китайские культурные традиции. Вначале конфуцианство представляло собой философско-этическое учение о путях спасения мира, жизни без войн и страданий. Тенденция постепенного доминирования конфуцианства среди иных философских школ и сосредоточение власти в руках чиновников-конфуцианцев, утверждавших государство как верховный религиозный институт, постепенно привели к тому, что конфуцианство обрело статус официального государственного учения.

По конфуцианским канонам император получал божественный мандат от неба на управление страной, что накладывало на него обязательства следования конфуцианским нормам, а произвол власти, экономический упадок, социальный кризис были свидетельством отступления императора от конфуцианских принципов, что приводило к насильственной смене власти и учреждению новой династии. Однако все правящие династии (даже некитайского и происхождения — монголы, маньчжуры) принимали конфуцианскую систему администрации, что подтверждало концепцию о вечности и совершенстве конфуцианства в управлении китайской империи. Императорский указ 555 г. о возведении в каждом городе Китая храма Конфуция и регулярных жертвоприношений в его честь закрепляет религиозный аспект конфуцианства. Обожествление Конфуция сопровождалось регламентацией всех областей быта и культуры в духе конфуцианства, созданием многочисленных церемоний и ритуалов вежливости.

Священной книгой конфуцианства является «Лунъ-юй» («Беседы и рассуждения»), представляющая собой сборник афоризмов, принадлежащих Конфуцию, описание жизненных ситуаций, в которые он попадал, отрывков его бесед с учениками и т. д. Также конфуцианские идеи о человеке, обществе, государстве излагаются в «Да-сюэ» («Великом учении»); «Ли-цзи» («Записках о ритуале»); «Джун юн» (Срединном и низменном); «Мэн-цзы» (по имени автора Мэн-цзы, последователя Конфуция).

Главными понятиями китайской религиозно-философской традиции выступают «дао», «дэ», «инь», «ян», «ци», «цзин», «шэн», «ли». Ими пользуются все философские школы, сохраняя первичный традиционный смысл этих понятий. Символически мироздание изображается в виде образа Великого Предела (Тай Цзи), борьбы и единства Ян—Инь — гармонично текущего, взаимопереходящего состояния явлений, вещей и событий, содержащих природу Ян (активное мужское начало) и природу Инь (пассивное женское начало). Цзин — это частицы, созидающие человеческое тело, проявляющиеся в виде половой энергии, инстинкта воспроизводства. Цзин понимается как генетическая основа человека, управляющая рождением, ростом, физическими данными. Ци рассматривается как пронизывающая всё сущее энергия. Природа болезни понимается как замутнение и отяжеление ци. К выздоровлению приводят физическое, нравственное и духовное самосовершенствование человека, очищающее ци. Подавленное состояние человека объясняется неправильным расположением дома, комнат, расстановкой мебели, мешающими правильному протеканию ци. Шэн представляется в виде духовной сущности человека, в него чело век трансформируется после смерти. Однако он не выпи дает из привычных связей социальных отношений. IIIэн является материальной сущностью, нуждающейся в pervлярных кормлениях со стороны оставшихся родствен ми ков. На него даже распространяются правовые нормы Шэны положительно отличившегося человека могут мы и повышены в более высокий чин, а шэны провинившегося человека посмертно разжалованы, лишены кормлений и обречены на существование голодными духами.

Согласно конфуцианству в обществе действует закон (жэнь), ниспосланный Небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению. Всё это выражается в понятии «ли». Основой социального порядка является строгое повиновение старшим (не только по возрасту, но и по чину) как добровольная сыновья почтительность и любовь. Человек должен служить родителям по правилам ли (ритуал, церемонии, должное поведение), похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли. Ритуал стал внешним оформлением благопристойности всех сторон социальной жизни: были разработаны нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от места в социально-чиновной иерархии.

Культ конфуцианства сводится к поминовению и почитанию предков, который выражается в простых действиях — таких, как возжигание курительных палочек перед деревянными табличками с именами предков на семейном алтаре, медитация (созерцание вселенского порядка, чтобы укрепить свою приверженность к нравственному порядку в обществе). Помимо культа предков древнейшими ритуалами являлись обряды, исполняемые императором, который считался высшим жрецом Неба. Во время зимнего солнцестояния ocyщeствлялось жертвоприношение (быков, вина, благовоний, шел- Ю1) Небу и силе Ян, чтобы обеспечить возвращение весны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: