Конфуцианство и Даосизм

Конфуцианство – это одна из современных национальных религий Китая, формировавшаяся на рубеже новой эры на основе этико-философского учения Конфуция (Кун фу-цзы) и его последователей. Из Китая конфуцианство проникло и получило большое распространение в Японии и Корее.

Источником учения является «Лунь юй» - «Беседы и суждения», написанные последователями Конфуция. Они делятся на «Пятикнижие» и «Четверокнижие», однако не все эти книги имеют отношение к религии. Основу конфуцианства составляет «Пятикнижие», древнейшая часть которого – «Книга перемен» - сборник магических формул и заклинаний; вторая – «Древняя история» - история легендарных китайских императоров; далее «Книга песнопений» - сборник древней поэзии, которая содержит также космологические, мифологические представления и религиозные песни и гимны; «Книга церемоний» - описание религиозных и нерелигиозных обрядов; книга «Весны и осени» - хроника одного китайского княжества, не имеющая отношение к религии. «Четверокнижие» содержит учение о самосовершенствовании человека, учение о необходимости избегать крайностей и соблюдать во всем гармонию; изречения и афоризмы Конфуция и его учеников и учение самого выдающегося ученика Конфуция Мэн Цзы.

Основное содержание этико-философского учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о правильной жизни, система политической и частной этики, о хорошем управлении государством, а так же о правильном обустройстве семейной жизни и быта. Между тем, в числе конфуцианских книг есть и такие, которые содержат фундаментальные религиозные представления: учение о сверхъестественном, о потустороннем мире, о душе и духах и др. Известно также, что Конфуций сам исполнял религиозные обряды, учил и требовал этого от других.

Своеобразие и особенность конфуцианства заключается, прежде всего, в том, что сам Конфуций не внес ничего нового, а лишь требовал узаконить и беспрекословно выполнять сложившиеся в Китае еще в древности семейно-родовые обряды, соблюдать законы и традиции. Прежде всего, это культ предков, составляющий основное содержание конфуцианского культа, стержень китайских религиозных верований и обрядов. Это подтверждается масштабами культа предков, который имеет некую иерархию, возрастание масштабов и значимости.

Семья составляет как бы низовую ячейку: каждая семья имеет свой семейный храм или хотя бы молельню, где выполняются в установленное время обряды семейного культа; каждый род имеет свой родовой храм предков, посвященный основателям рода; более крупные общественные группы также имели общий храм. Количество храмов и их масштабы зависели от социального положения людей: чиновники имели по одному храму предков, вельможи – по три, князья – по пяти, император – семь. Что же касается простолюдины, то они отправляли культ в своих жилищах.

Первоначально в храме предков помещали куклу или статую умершего, позднее ее заменила табличка в виде черной деревянной дощечки, в которую особыми заклинаниями при участии всей семьи водворялась душа умершего. Такая процедура порою длилась много лет. Таблички хранятся в храме в особом порядке, им приносят жертвы по любому значительному семейному событию, систематически, в каждый средний месяц времени года. В общем плане в религиозных верованиях китайцев почтительное отношение к предкам отражено в пяти обязанностях сыновнего благочестия: всегда выражать полное уважение к родителям; доставлять им самую любимую пищу; скорбеть, когда они больны; сокрушаться при их кончине; приносить умершим жертвы с торжественностью. Здесь следует отметить, что, с точки зрения религии китайцев, самым большим несчастьем для человека является отсутствие потомка, который должен заботиться о нем после смерти. Для таких умерших существуют специальные жертвоприношения, т.е. кормление их душ. Поскольку жречества в конфуцианстве нет, то жертвоприношение осуществляли главы семей.

Важнейший принцип конфуцианства – это незыблемость существующего общественного устройства, традиционного уклада жизни, который сводится к «пяти отношениям», это: отношения между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями. Таким образом, очевидно, что конфуцианство, с его учением о незыблемом постоянстве установленных порядков, разделением людей общества на низших и высших, по воле неба, носило также политический характер – характер государственного культа. Об этом свидетельствуют также существовавшие в императорском Китае государственные экзамены по конфуцианским книгам, для вступающих в государственные должности.

Даосизм – одна из религиозных систем Древнего Китая, возникшая в IV-III вв. до н.э. По преданию тайны этого учения открыл древний легендарный император Хуанди. Однако установлено, что корни даосизма восходят к учению древнекитайских магов и шаманизму. Само учение изложено в «Каноне о пути и добродетели» («Дао дэ цзин») который приписывается легендарному мудрецу Лао-цзы.

Центральная идея или категория даосизма – Дао объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, всеобщим законом природы. Все существующее произошло от Дао, чтобы затем, совершив круговорот, снова вернуться в него, т.е. это некий естественный «путь», по которому должны следовать окружающий мир и люди. Таким образом, в даосизме проявляются элементы материализма и диалектики. В то же время в нем естественные процессы получают мистическое истолкование: древние анимистические верования переплетаются с культом неба и святых мудрецов. Бытовала также вера в демонов, в царстве которых подвергаются мучениям души грешников и населенные богами небеса, своего рода рай, уготованный для праведников.

Позднее складывается и пантеон богов, возглавляемый троицей – Шан ди, Лао-цзы и Пань гу. Шан ди – это верховное божество, владыка. Культ этого божества существует со II тысячелетия до н.э. В его имени соединились понятия божества и предков-покровителей царствующего дома. В I тысячелетии до н.э. Шан-ди слился с культом неба «Тянь» (небо) то же, что и Шан, Тянь-ди (небесный правитель) и вошел в троицу. Пань-гу – творец мира. Характерным для этой божественной троицы является то, что в нее вошел обожествленный Лао-цзы. Здесь же следует отметить существование у китайцев идеи непорочного зачатия, так, Лао-цзы был зачат от падающей звезды. Отметим попутно, что императоры Шеен-нун, Хуан-ди и Яо были зачаты соответственно от горного духа, света молнии и красного дракона, а мать императора Фу-си зачала его, наступив на след великана.

Вызывает интерес другое важное понятие даосизма – «недеяние» - отрицание целенаправленной деятельности, которое в корне противоречит естественному состоянию, миропорядку. Следуя этому принципу, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает всякую смуту в обществе, рассматривая, в согласии с даосскими представлениями, все сущее во вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.

Важную роль играют представления о загробной жизни: у каждого человека две души: ци - жизнь, неотъемлемая от тела, и лин, отделимая от него. После смерти, в зависимости от пропорции грехов и добродетелей лин превращается в черта или божество. Души богатых и знатных людей превращаются в божества и им полагалось приносить жертвы. Интересно отметить своеобразие и особенность этих жертвоприношений, приносимых особенно низшими сословиями: для избегания затрат вместо настоящих вещей, как это делалось прежде, приносили в жертву изображения этих вещей, вырезанные из бумаги деньги, съестные припасы и т.д.

Значительное и важное место в китайских религиозных представлениях, и особенно в даосизме отводилось системе так называемой геомантики – гадания о свойствах земли, вернее сказать, местности. Согласно этой системе каждая местность находится под влиянием добрых и злых сил и, соответственно, определяется благоприятность или вредность и опасность, как для живых, так и для погребенных там. На этой основе сложилась особая профессия из числа даосских жрецов и гадателей – искателей счастливых местностей. Стоило этим жрецам объявить какую-нибудь местность неблагоприятной, как в срочном порядке покидали ее всем миром, выкапывая и увозя с собой и покойных. И, наоборот, объявленная благоприятной,- быстро заселялась.

В V в. оформляется вероучение и ритуал даосизма, и он становится государственной религией. Однако в его недрах возникает множество сект, в корне отличающихся друг от друга. К тому же даосизм эклектически сочетает в себе элементы буддизма и конфуцианства, бытовых суеверий и других мистических представлений, например, занимаются экзорцизмом -изгнанием злых духов из тела. В конечном счете, даосизм утратил свое былое значение и занимает в современном Китае незначительные позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: