Религиозные учения Древнего Китая и их влияние на развитие художественной культуры

В шестом веке до нашей эры в Китае возникают новые религиозные учения, оказавшие заметное влияние как на общественную и политическую жизнь страны, так и на художественную культуру – конфуцианство и даосизм.

Основателем конфуцианства является Конфуций или Кон-Фу-Цзы. Разработанное им учение в целом базируется на представлениях и традициях уже сложившихся в Китае. Однако Конфуций сумел придать старым истинам новую окраску, выведя на поверхность этическую составляющую. Новым в учении Конфуция является перенесение акцентов с внешнего на внутреннее, с ритуалов и обрядов на моральные размышления и нравственные поступки.

При этом Конфуций не отменяет ритуалы, он говорит о том, что ответственное отношение к ним есть проявление внутренних качеств личности, которым он уделяет большое внимание. Фундаментальная ценность китайской культуры, на которой базируется конфуцианство – почитание родителей, сыновняя почтительность объявляется высшей добродетелью. При этом взаимоотношения в семье, построенные на почитании, уважении, любви рассматриваются Конфуцием как идеал взаимоотношений в обществе и государстве: император должен заботиться о своих подданных как отец, подданные, как дети, должны проявлять послушание. Конфуцианство складывается как очень рациональная система, установки которой постоянно апеллируют к чувству долга перед родителями, страной, народом. Главная сфера приложения этого учения – социально-политическая. Конфуцианство становится религией правящей элиты, заложенный в нем своеобразный «кодекс чести» определял поведение не всякого члена общества, но только «благородного мужа» - чиновника, от которого зависит благополучие простолюдинов. Знание основ конфуцианства становится обязательным условием при продвижении по службе. Каждый чиновник, претендующий на то, чтобы занять определенную должность должен был сдать экзамен, главным содержанием которого было знание сочинений Конфуция.

Рациональность конфуцианства, как некой официальной доктрины, уравновешивается демократизмом и мистицизмом даосизма.

Даосизм возникает практически одновременно с конфуцианством, его основателем считается легендарный мудрец Лао-Цзы. Если конфуцианство делает акцент на отношениях между людьми и обращено к разуму, то даосизм в рассматривает проблему отношений человека и космоса и выдвигает на первый план интуицию. Это учение являлось переосмыслением и продолжением традиционных для Китая космологических представлений. Закон, стоящий за различными явлениями этого мира трактуется здесь как путь – Дао, как постоянное движение, основанное на взаимодействии противоположностей. К пути-Дао может приобщиться всякий последователь учения, научившись находить гармонию в окружающем мире, видеть за противоречиями единство и за различиями тождество. Можно заметить, что связь человека с космосом здесь тоже переходит с внешне-ритуального на внутренний, психологический уровень – достижение гармонии с природой превращается в личную задачу, требующую внутренних усилий. Возникнув, подобно конфуцианству, как религиозно-философское учение, даосизм постепенно сливается с древними мистическими представлениями и магическими обрядами, обретая значение «полноценной» религии.

При всех различиях оба направления отличаются подчеркнутым традиционализмом и обращенностью к личности. В качестве практической методы и даосизм и конфуцианство выдвигают на первый план самоуглубление и самоусовершенствование. В художественной практике Китая эти установки находит выражение в установке на «предельное совершенство». Китайское искусство не столько озабочено поиском новых тем, композиционных или художественных решений, сколько шлифованием, доведением до идеального состояния того, что уже было найдено. В этом отношении показателен рассказ о музыкальных занятиях самого Конфуция, который придавал музыке большое значение. Согласно легенде, основатель конфуцианства до тех пор отрабатывал исполнение одной мелодии, пока не вошел в мистический контакт с написавшим ее композитором, имя которого было ему до этого неизвестно. Китайское искусство, таким образом, приходит к пониманию важности нюансов, к изысканности и утонченности, к установке на техническую безукоризненность.

Совершенство и утонченность демонстрирует и прикладное искусство Древнего Китая: работа с такими тонкими и хрупкими материалами как шелк и фарфор, изготовление лаковых миниатюр и инкрустаций само по себе требует полной сосредоточенности, внимания к деталям, скрупулезности. Перечисленные техники уже в древности составили славу китайского прикладного искусства.

Особенно наглядно эти качества проявляются в китайской живописи, на которую решающее влияние оказал даосизм. Идея гармонии с природой и напряженное стремление снять противоречие между духовным и материальным, внешним и внутренним находят отражение в жанре пейзажа горы-воды и в особом, чисто китайском жанре цветы-птицы. Оба эти направления живописи зарождаются в Древнем Китае в первых веках нашей эры, однако их расцвет приходится уже на следующую эпоху.

Вопросы и задания:

1. Назовите ключевое отличие нового типа религий от традиционного язычества.

2. На каких древних культах базировался даосизм?

3. В чем заключалась социальная и политическая роль конфуцианства?

4. На какие виды искусства оказали влияние новые учения?

Литература:

1. Белецкий, П.А. Китайское искусство [Текст] / П. А. Белецкий. – Киев.: Гос. изд. изобр. исск. и муз. лит. УСРР 1956. - 253с.

2. Белицкий, М. К. Забытый мир шумеров [Текст] / М. К. Белицкий. – М.: Наука. 1980. – 397с.

3. Белявский, В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический [Текст] / В. А. Белявский. – М.: Мысль, 1971. – 319 с.

4. Бэшем, А. Чудо, которым была Индия [Текст] / А. Бэшем. – М.: Наука. 1977. – 616 с.

5. Голант, В.Я. Народ-мудрец [Текст] /В. Я. Голант – Л.: Учпедгиз. 1959. – 136с.

6. Древний Восток и мировая культура [Текст] – М.: Наука. 1981. – 181 с.

7. Замаровский, В. Их величества пирамиды [Текст] / В. А. Замаровский. – М.: Наука. ГРВЛ. 1986. – 431 с.

8. Кочетов, А.Н. Буддизм [Текст] / А. Н. Кочетов. – М.: Наука 1965. – 200 с.

9. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта [Текст] / М. Э. Матье. – М.: 1961. – 593с.

10. Целлар, К. Архитектура страны фараонов: жилище живых усопших и богов [Текст] / К. Целлар. – М.: Стройиздат 1990. – 160с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: