Приложение 4
К Правилам проведения ІІ этапа Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук в 2014/2015 учебном году.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К написанию, оформлению и представлению
Ученических научно-исследовательских работ
Общие положения
1. На конкурс подаются работы проблемного (поискового) характера, которые соответствуют возрастным интересам и познавательным возможностям учащихся, свидетельствуют об осведомленности участника конкурса о современном состоянии области исследования, освоения им методики эксперимента.
Тематика научно-исследовательских работ должна соответствовать направлениям секций научных отделений Малой академии наук.
2. Каждая работа должна основываться на определенной научной и экспериментальной базе, содержать собственные данные опытов, наблюдений или поисковой работы; их обработки, анализа и обобщения; ссылки на соответствующие научные источники и отражать собственную позицию исследователя.
|
|
В работе должны быть четко отражены следующие аспекты: определение цели, объекта и предмета исследования, задачи, методика исследования, отличие и преимущество предложенных подходов и результатов. Содержание и результаты исследований излагаются кратко, логично, грамотно и аргументированно, без общих слов, рассуждений, бездоказательных утверждений, тавтологии.
Название работы должно быть кратким и соответствовать сути научной проблемы (задачи), что решается.
3. К научной работе обязательно прилагаются отзывы научных руководителей и рецензии соответствующих специалистов (опытных педагогов, ученых, специалистов по определенной отрасли).
Достоверность приведенных в работе результатов подтверждается научным руководителем в отзыве.
4. Научно-исследовательская работа оформляется в двух экземплярах: один используется жюри при оценке работы, второй - участником при защите. Экземпляры должны быть идентичными.
5. К рассмотрению не принимаются работы, тема и содержание которых не соответствуют профилю секции; работы, которые были представлены в предыдущие годы и не имеют существенной доработки; работы, которые являются плагиатом; компилятивные работы без самостоятельного исследования, обработки источников и собственных выводов по выбранной тематике.
Авторы этих работ после этапа заочного оценивания научно-исследовательских работ получают соответствующую рецензию и к участию в следующих этапах конкурса не допускаются.
Также к рассмотрению не принимаются работы без тезисов, отредактированных и оформленных в соответствии с данными требованиями.
|
|
Структура работы
Работа должна быть построена по определенной структуре. Основными ее элементами в порядке расположения являются: титульный лист, тезисы, содержание, перечень условных обозначений (при необходимости), введение, основная часть, выводы, список использованных источников, приложения (при необходимости).
Требования к содержанию работы
1. Титульный лист.
Титульный лист является первой страницей работы, заполняется по образцу (приложение 4.1).
2. Тезисы.
В тезисах (текст объемом до 1 страницы) подается краткая характеристика содержания научно-исследовательской работы по определению основной цели, актуальности и задач научного исследования. Также в них указываются выводы и полученные результаты проведенной работы.
В заголовке тезисов приводятся следующие данные: название работы; фамилия, имя, отчество автора; название территориального отделения МАН; название базового внешкольного учебного заведения; учебное заведение; класс; населенный пункт; фамилия, имя, отчество, должность (при наличии - научная степень, ученое звание) научного руководителя.
3. Содержание.
Содержание подается в начале работы. Оно содержит наименование и номера начальных страниц всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют заголовок), в частности вступления, выводов к разделам, общих выводов, приложений, списка использованных источников и т.
Содержание фактически должно быть планом научно-исследовательской работы и отражать суть поставленной проблемы, структуру и логику исследования.
4. Перечень условных обозначений, символов, сокращений и терминов (при необходимости).
Если в работе использованы специфическая терминология, а также малоизвестные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень подается в виде отдельного списка, который размещается перед вступлением.
Перечень должен располагаться двумя столбиками. Слева в алфавитном порядке приводятся условные обозначения, символы, единицы сокращения или сроки, справа - их детальная расшифровка.
Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.д. повторяются менее трех раз, перечень не составляется, а их расшифровка приводится в тексте при первом упоминании.
5. Введение.
Во введении кратко обосновывается актуальность и целесообразность выбранной темы, подчеркивается сущность проблемы; формулируется цель работы и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, дается перечень использованных методов исследования; дается характеристика работы (теоретическая, прикладная); указываются новые научные положения, предложенные участником конкурса лично, отличие полученных результатов от известных ранее и степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, получило дальнейшего развития); сообщается о научном использовании результатов исследований или рекомендации по их использованию, для прикладных работ - прикладную ценность полученных результатов.
В случае использования в работе идей или разработок, принадлежащих соавторам, следует отметить этот факт и указать конкретный личный вклад участника. Также указываются сведения о публикации работы и апробации ее результатов (при наличии).
Объем введения - 2-3 страницы.
6. Основная часть.
Основная часть научно-исследовательской работы состоит из разделов, подразделов, пунктов, подпунктов.
Каждый раздел начинается с новой страницы. Основному тексту раздела может предшествовать короткое предисловие с описанием выбранного направления и обоснованием примененных методов исследований. В конце каждого раздела формулируются выводы с кратким изложением приведенных в разделе научных и практических результатов, что дает возможность освободить основные выводы от второстепенных подробностей.
|
|
В основной части работы приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор литературы по данной тематике (не должен превышать 20% объема основной части), определяются основные этапы научной мысли по определенной проблемой, указываются вопросы, которые остались нерешенными; обосновывается выбор направления исследований, приводится методика и техника исследования; подаются сведения об объеме исследования; излагаются, анализируются и обобщаются полученные результаты, дается их оценка.
Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
7. Выводы.
Выводы должны содержать краткое изложение результатов решения научной проблемы и поставленных задач, сделанных в процессе анализа выбранного материала оценок и обобщений. Необходимо подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и (или) прикладное значение, подчеркнуть количественные и качественные показатели полученных результатов, обосновать достоверность результатов и привести рекомендации по их использованию.
8. Список использованной литературы.
Список использованных источников - элемент библиографического аппарата, который содержит библиографическое описание использованных источников.
Список использованных источников следует размещать одним из таких способов: в порядке появления ссылок в тексте (наиболее удобный в использовании и рекомендован при написании работы), в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заголовков, в хронологическом порядке.
Сведения об источниках составляются в соответствии с требованиями, указанными в стандартах: ГОСТ 7.1 - 84 «СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления», ДСТУ 3008 – 95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления».
например:
книга трех авторов оформляется так: Дудюк Д. Л., Максимов В. М., Ореховский Р.Я. Электрические измерения: Учеб. пособие. - Л.: Афиша, 2003. - 260 с.
|
|
сборник: Цеков Ю. И. Подтекст художественного произведения и мироощущение писателя // Проблемы современного литературоведения. - Одесса, 1998. - С. 149-180.
статья из журнала: Звягин Ф.В. Об одном классе орбит в задачах трех и четырех тел // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2010. №2. С. 105—113.
Электронные источники оформляются в соответствии с общими правилами описания литературных источников, при этом в квадратных скобках после названия указывается: [Электронный ресурс]. В конце - Режим доступа: http://www.psyh.ua.
Например: Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б. Имитационное моделирование сложных динамических систем. Режим доступа: http://www.exponenta.ru/soft/others/mvs/ds_sim.asp).
Ссылки на сайты, порталы, Интернет-ресурсы размещаются отдельно в конце списка источников без нумерации под заголовком: «ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ». Например: http://www.botany.ua.
9. Приложения.
В приложениях содержатся вспомогательные или дополнительные материалы, необходимые для полноты восприятия работы, лучшего понимания полученных результатов: промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, дополнительные таблицы, графики, рисунки, иллюстрации и т.д.