Это метод активизации творческого процесса путем приближения к решению задачи с помощью наводящих вопросов. Списки таких вопросов существуют с 20-х гг. XX в. Наиболее известными являются универсальные вопросники, предложенные А. Осборном, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном, Д.
Пойа, Г.Я. Бушем. В зарубежной практике чаще пользуются вопросником, разработанным А. Осборном, в состав которого входят такие вопросы,как:
1. Какое новое применение ТС Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?
2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает Вам данная ТС? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно скопировать? Какую ТС нужно опережать?
3. Какие модификации ТС возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения?
4. Что можно увеличить в ТС? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение срока службы, воздействия? Увеличить частоту, размеры, прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих элементов или всего ТС?
5. Что можно в ТС уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить?
6. Что можно в ТС заменить? Что, сколько замешать и с чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение?
7. Что можно преобразовать в ТС? Какие компоненты можно взаимозаменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или темп? Изменить режим?
8. Что можно в ТС перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное. Нельзя ли обменять местами противоположно размещенные элементы? Повернуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?
9. Какие новые комбинации элементов ТС возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?
Однако одним из лучших считается вопросник, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом, достигший уровня программы работы талантливого изобретателя, с фантастической настойчивостью пытающегося решить задачу методом «проб и ошибок». Среди предложенных им вопросов одни требуют развитого воображения, другие - глубоких и разносторонних знаний. Есть обыкновенные вопросы и специфически-тонкие вопросы, психологически характеризующие его личный богатый опыт и пристальную наблюдательность. Суть таких вопросов Т. Эйлоарта состоит в следующем:
1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.
2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.
3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.
4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.
5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем в аналогии).
6. Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т.д.; различные длины волн, поверхностные свойства и т.п.: переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.д.; эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.
7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
Узнать мнения некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.
./0. Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.
11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис - все с ней.
12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журналы, комиксы.
13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т.д., разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.п.
16. В воображении залезть внутрь механизма.
17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
18. Чья эта проблема? Почему его?
19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
20. Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?
21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.
Следует считать полезным указать также на вопросник Д. Пойа. Он отличен тем, что вопросы в нем организуют определенную систему (в списках других авторов вопросы можно менять местами). Свой список он составлял преимущественно для решения учебных математических задач, но он оказался пригодным и при решении технических задач.
Наиболее обширным и универсальным оказался вопросник советского изобретателя и исследователя в области технического творчества Г.Я. Буша [33], получившего еще название «Вопросника мыслительного эксперимента изобретателя». В частности, в нем содержатся, например, такие блоки вопросов:
1. Как решить задачу, если не считаться с затратами? Если от ее решения зависит жизнь человека? Если ТС будет использована в качестве игрушки? Или если она является учебным пособием, экспонатом?
2. Нельзя ли отвергнутые в прошлом принципы решения использовать сейчас при современных технических возможностях?
3. Можно ли предсказать результат решения задачи через 10-15 лет с учетом роста общественных потребностей?
4. Как выглядит перечень всех основных недостатков известных решений задачи? Каким должно быть решение, если устранить их?
Метод контрольных вопросов может применяться либо в виде монолога изобретателя, обращенного к самому себе, либо диалога, например, в виде вопросов, задаваемых руководителем «мозгового штурма» членам группы генераторов идей. Суть этого метода состоит в том, что изобретатель отвечает на вопросы, содержащиеся в списке, и в связи с этим рассматривает свою задачу.