Метод контрольных вопросов

Это метод активизации творческого процесса путем при­ближения к решению задачи с помощью наводящих вопро­сов. Списки таких вопросов существуют с 20-х гг. XX в. На­иболее известными являются универсальные вопросники, предложенные А. Осборном, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном, Д.

Пойа, Г.Я. Бушем. В зарубежной практике чаще пользуются вопросником, разработанным А. Осборном, в состав которо­го входят такие вопросы,как:

1. Какое новое применение ТС Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифициро­вать известные способы применения?

2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает Вам данная ТС? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеют­ся ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, кото­рые можно использовать? Что можно скопировать? Какую ТС нужно опережать?

3. Какие модификации ТС возможны? Возможна ли модифи­кация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения?

4. Что можно увеличить в ТС? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение срока службы, воздействия? Увели­чить частоту, размеры, прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих элементов или всего ТС?

5. Что можно в ТС уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конден­сировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить?

6. Что можно в ТС заменить? Что, сколько замешать и с чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение?

7. Что можно преобразовать в ТС? Какие компоненты можно взаимозаменить? Изменить модель? Изменить раз­бивку, разметку, планировку? Изменить последователь­ность операций? Транспонировать причину и эффект? Из­менить скорость или темп? Изменить режим?

8. Что можно в ТС перевернуть наоборот? Транспониро­вать положительное и отрицательное. Нельзя ли обменять местами противоположно размещенные элементы? Повер­нуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?

9. Какие новые комбинации элементов ТС возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарни­тур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комби­нировать цели? Комбинировать привлекательные призна­ки? Комбинировать идеи?

Однако одним из лучших считается вопросник, состав­ленный английским изобретателем Т. Эйлоартом, достигший уровня программы работы талантливого изобретателя, с фан­тастической настойчивостью пытающегося решить задачу методом «проб и ошибок». Среди предложенных им вопросов одни требуют развитого воображения, другие - глубоких и разносторонних знаний. Есть обыкновенные вопросы и специ­фически-тонкие вопросы, психологически характеризующие его личный богатый опыт и пристальную наблюдательность. Суть таких вопросов Т. Эйлоарта состоит в следующем:

1. Перечислить все качества и определения предполагае­мого изобретения. Изменить их.

2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые фор­мулировки. Определить второстепенные задачи и аналогич­ные задачи. Выделить главные.

3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их ос­новные принципы, новые предположения.

4. Набросать фантастические, биологические, экономи­ческие, молекулярные и другие аналоги.

5. Построить математическую, гидравлическую, элект­ронную, механическую и другие модели (они точнее выража­ют идею, чем в аналогии).

6. Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т.д.; различные дли­ны волн, поверхностные свойства и т.п.: переходные состо­яния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.д.; эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.

7. Установить варианты, зависимости, возможные свя­зи, логические совпадения.

Узнать мнения некоторых совершенно неосведомлен­ных в данном деле людей.

9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслуши­вая все и каждую идею без критики.

./0. Попробовать «национальные» решения: хитрое шот­ландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное амери­канское, сложное китайское и т.д.

11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, прини­мать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис - все с ней.

12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробе­гать журналы, комиксы.

13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, ти­пов материалов и т.д., разных решений проблемы или ее час­тей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.

14. Определить идеальное решение, разрабатывать воз­можные.

15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения вре­мени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.п.

16. В воображении залезть внутрь механизма.

17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким обра­зом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нуж­ного решения.

18. Чья эта проблема? Почему его?

19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

20. Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?

21. Определить общепринятые граничные условия и при­чины их установления.

Следует считать полезным указать также на вопросник Д. Пойа. Он отличен тем, что вопросы в нем организуют определенную систему (в списках других авторов вопросы можно менять местами). Свой список он составлял преиму­щественно для решения учебных математических задач, но он оказался пригодным и при решении технических задач.

Наиболее обширным и универсальным оказался вопросник советского изобретателя и исследователя в области технического творчества Г.Я. Буша [33], получившего еще название «Вопрос­ника мыслительного эксперимента изобретателя». В частности, в нем содержатся, например, такие блоки вопросов:

1. Как решить задачу, если не считаться с затратами? Если от ее решения зависит жизнь человека? Если ТС будет использована в качестве игрушки? Или если она является учебным пособием, экспонатом?

2. Нельзя ли отвергнутые в прошлом принципы решения использовать сейчас при современных технических возможностях?

3. Можно ли предсказать результат решения задачи че­рез 10-15 лет с учетом роста общественных потреб­ностей?

4. Как выглядит перечень всех основных недостатков известных решений задачи? Каким должно быть ре­шение, если устранить их?

Метод контрольных вопросов может применяться либо в виде монолога изобретателя, обращенного к самому себе, либо диалога, например, в виде вопросов, задаваемых руко­водителем «мозгового штурма» членам группы генераторов идей. Суть этого метода состоит в том, что изобретатель от­вечает на вопросы, содержащиеся в списке, и в связи с этим рассматривает свою задачу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: