Русская поговорка:«Нет худа без добра, а добра- без худа» в общедоступной форме отражает противоречивую, диалектическую природу нашего мира. Всякое техническое новшество, изменение конструкции несет с собой, кроме положительного эффекта, также нежелательный отрицательный эффект. Например, развитие атомной энергетики, обеспечивая население дешевой электрической энергией, в то же время несет с собой постоянную опасность заражения окружающей среды, а также порождает проблему утилизации и переработки отходов, имеющих высокую, опасную для человека радиоактивность.
Другой пример. Электрификация железных дорог с электровозной и тепловозной тягой приводит к повышению КПД системы железнодорожного движения до 30% и выше, вместо 3-4% при паровозной тяге и 16-19% при тепловозной [26].
Рис. 2.2. Схема питания электрифицированных железных дорог |
Но повреждения в системе электроснабжения электрифицированных железных дорог приводят к более тяжелым последствиям, которые в принципе не могут возникать на неэлектрифицированных дорогах с автономным обеспечением энергией локомотива. Так, обрыв контактного провода (рис. 2.2), выход из строя электрической подстанции или электрической станции приводят к приостановке движения на довольно больших участках дороги. Можно также ожидать, что «живучесть» электрифицированных железных дорог в военное время может оказаться значительно ниже, чем неэлектрифицированных.
|
|
Приведенные примеры иллюстрируют действие основного закона диалектики - закона единства и борьбы противоположностей, являющегося источником развития природы в целом и конкретно, в применении к технике - ТС. Процесс развития ТС можно представить состоящим из этапов зарождения, обострения и разрешения противоречий, присущих ТС.
Противоречие - источник самодвижения и развития ТС. Но всякое изменение ТС осуществляется человеком, поэтому процесс развития ТС должен рассматриваться в системе «общество-техника». Фактором, стимулирующим человека заниматься решением технических задач, является необходимость разрешения противоречия между потребностями общества и техническими возможностями их удовлетворения. Это противоречие называется социально- техническим противоречием [6]. Если рассмотреть систему «техника-природа», то возникает противоречие: создание техники, удовлетворяющей те или иные потребности человека, одновременно приводит к разрушению природных систем, ухудшая среду обитания человека, т.е. возникает технико-экологическое противоречие, которое должно учитываться при создании ТС.
|
|
Потребности могут быть общие и частные [27]. Общие потребности - это потребности в пище, одежде, образовании, обеспеченной старости. Они подразделяются на физические, интеллектуальные и социальные. Физические делятся на биологические (соответствующий состав воздуха, соответствующая пища и др.) и материальные (одежда, жилье, транспорт, медицинская помощь). Интеллектуальные - потребность в творчестве, культуре, образовании, познании мира, эстетические, этические потребности и т.п. Социальные потребности, отражающие общественную природу человека, - потребность в общении, которая формировалась в совместном труде. Частные потребности - это потребности человека в конкретном продукте материального и духовного производства, в конкретном виде услуг. Для создателей новой техники важно знать частные потребности в конкретном продукте производства. Общая потребность - это предпосылка производства, а частная потребность - его непосредственный результат. Выявление частных потребностей в значительной мере определяет успех создателей новой техники.
Зачастую их неудачи обусловлены неумением определить действительные и актуальные потребности.
Из истории техники известно, что изобретение появляется и совершенствуется там, где в нем имеется наибольшая потребность. Выявление этих потребностей - характерная черта деятельности известных изобретателей. Возникновение новой потребности сразу вызывает социально-тех- ническое противоречие. Причем некоторые противоречия остаются неразрешенными столетиями (проблема освоения воздушного пространства), а некоторые противоречия разрешаются почти одновременно с появлением (например, создание фонографа Эдисоном). Наиболее четко и даже жестко потребности в новых видах техники выявляются в военном деле, особенно в периоды военных конфликтов. Интересна в этом смысле история появления танка [20].
Так, в конце XIX века все предпосылки для появления танка были уже созданы: изобретены гусеничный движитель, двигатель внутреннего сгорания, броня, скорострельные пушки и пулеметы и даже созданы первые гусеничные тракторы, считающиеся предшественниками танков. Однако, несмотря на такие возможности, тогда танк не появился, поскольку не возникала общественная насущная потребность в нем. И лишь Первая мировая война XX века в жестокой форме выявила эту необходимость. Скорострельные пушки и пулеметы буквально косили идущие в атаку полки и дивизии, и им нечего было противопоставить. Огромные людские потери сражавшихся миллионных армий заставили рыть окопы и блиндажи на огромном протяжении от Ла-Манша до Швейцарии и скрываться в них. Война зашла в позиционный тупик. Выход из этого положения был найден в создании танка - машины, способной передвигаться по пересеченной местности, через окопы, рвы и проволочные заграждения и иметь пуленепробиваемую броню, защищающую танкиста от скорострельных пулеметов. Мысль о необходимости создания танка впервые была высказана английским полковником Суинтоном в 1914 г.
Английская фирма Фостера за 40 дней создала танк, разработанный на базе гусеничного трактора главными конструкторами инженером Триттоном и лейтенантом Вильсоном. Танк, названный «маленький Вилли», был испытан в 1915 г. и показал неплохие ходовые качества. За годы той войны Англией и Францией было выпущено около 7000 танков различной модификации. Использование танков изменило весь ход войны.
Рассмотрим еще один пример влияния потребности, можно сказать, обостренной потребности в совершенствовании существующего технического объекта, вызванной его недостатками, не позволяющими получить его расчетные параметры. Речь идет о магистральном грузовом шес- тиосном электровозе BJI60, предназначенном для работы от контактной сети переменного тока напряжением 25 кВ. На нем были установлены коллекторные тяговые двигатели, шестиполюсные, получавшие питание через трансформатор и выпрямительную установку, - напряжением на коллекторе 1450 В. Было изготовлено и запущено в эксплуатацию более 1000 электровозов. При их эксплуатации выявилось, что повысить напряжение на коллекторе более 1100-1200 В невозможно из-за выхода из строя тяговых двигателей, на которых при большем напряжении происходили перебросы электрической дуги между разно- полярными щеткодержателями, переходящие в круговой огонь - явление, при котором электрическая дуга замыкается по всему наружному диаметру коллектора, нанося значительные повреждения как коллекторно-щеточному узлу, так и близлежащим деталям двигателя (траверсе, соединительным проводам и др.).
|
|
Различные усовершенствования, направленные на устранение этого недостатка, такие, как шихтованные вставки в магнитной цепи между добавочными полюсами, гетинак- совые дорогостоящие прокладки, устанавливаемые между щеткодержателем и коллектором, не давали необходимого результата.
Многие специалисты понимали, что наиболее эффективным средством, снижающим дугообразование на коллекторе, является применение на двигателе компенсационной обмотки, укладываемой в пазы, выштампованные в стальных сердечниках главных полюсов, и создающей магнитодвижущую силу (МДС), равную и противоположно направленную МДС обмотки якоря [28]. Но такое решение значительно увеличивало трудоемкость изготовления двигателей. Для ее снижения инженерами М.А Комаровским, В.В. Дубовым и Ю.В. Куприановым предложено изумительно простое и эффективное решение. Вместо выполнения компенсационных пазов радиальными, оси которых направлены по радиусу от центра двигателя, было предложено оси пазов располагать параллельно оси добавочных полюсов, выполняя пазы открытыми (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Магнитные системы ТЭД |
Такое решение позволило выполнять компенсационную обмотку в виде отдельных катушек, наматываемых, формируемых и изолируемых вне двигателя, а затем укладываемых в открытые параллельные пазы в полюсных наконечниках сердечников главных полюсов. Число таких катушек равно числу полюсов двигателя.
|
|
Отметим, что до этого предложения компенсационная обмотка выполнялась укладываемыми в отдельные полузакрытые пазы стержнями, формируемыми, свариваемыми и изолируемыми внутри двигателя.
Выполнение открытых пазов компенсационной обмотки параллельными оси добавочных полюсов позволило значительно снизить трудоемкость изготовления двигателей с компенсационной обмоткой. Такую конструкцию обмотки следует признать высокотехнологичной. Она уже более 30 лет успешно применяется в тяговых электродвигателях.
Возникновение качественно новой общественной потребности - явление довольно редкое. Более частая задача - это удовлетворение все возрастающей количественно известной общественной потребности. Возникающая при этом постоянно возрастающая диспропорция между потребностью и возможностью ее удовлетворения приводит к тому, что только за счет количественного роста параметров ТС ликвидировать диспропорцию становится невозможным. Возникает социально-техническое противоречие, постепенно обостряющееся и требующее создания качественно новой ТС, так как даже небольшие улучшающие изменения в одной части ТС приводят к ухудшению другой части. Например, увеличение количества углерода в электротехнической стали приводит к уменьшению потерь энергии в ней, но ухудшает ее магнитные свойства.
Единство ухудшения и улучшения сторон ТС, т.е. единство положительного (ПЭ) и нежелательного (отрицательного) эффекта (НЭ) при изменении некоторой части ТС, называется техническим противоречием (ТП) [2]:
ТП = ПЭ + НЭ; ТП = (ПЭ НЭ),
где ПЭ —» НЭ означает, что ПЭ причина НЭ.
Технические противоречия возникают между элементами системы и их частями, между техническими параметрами и свойствами. Например, увеличение мощности ТС вызывает недопустимое ухудшение экологической обстановки; требуемое повышение прочности вызывает недопустимое увеличение массы конструкции.
Каждая часть ТС обладает комплексом ТП. Главные среди них - это противоречия, связанные с принципом действия ТС. Именно их постоянно приходится разрешать в процессе создания и совершенствования ТС; они являются источником развития системы. Если ПЭ £ НЭ, то противоречие мало заметно, но, когда нежелательный эффект начинает приближаться к границам допустимого, ТП начинает обостряться. Технические решения, качественно меняющие ТС, связаны с разрешением острого ТП. Устраняя или разрешая ТП, мы одновременно устраняем и социально-техническое противоречие.
Выявление ТП необходимо для того, чтобы на основе его анализа наметить пути его разрешения или устранения.
В соответствии с законами диалектики разрешение противоречия заключается в диалектическом отрицании. В ТП отрицанию должен подвергаться нежелательный эффект (НЭ):
__ ТП = ПЭ + НЭ,
где НЭ - отрицание НЭ. При этом положительный эффект должен сохраняться.
При анализе противоречий необходимо найти источник противоречия, т.е. ту часть ТС (узловой компонент), которая обеспечивает как существование положительного эффекта, так и является причиной нежелательного эффекта. Узловой компонент может быть элементом, группой элементов или иметь вид взаимодействия элементов.
Рассмотрим в качестве примера коллекторную электрическую машину постоянного тока. Повышение мощности машины возможно за счет увеличения длины сердечника якоря (если, например, невозможно увеличивать его диаметр). Однако на положительный эффект (ПЭ) роста мощности машины при увеличении длины сердечника якоря накладывается отрицательный эффект (НЭ) ухудшения ее коммутации, выражающийся в повышении электрического искрения под электрощетками.
Однозначное состояние части системы - сердечника якоря - на уровне внутреннего функционирования ТС раздваи-
вается на уровне внешнего функционирования на противоположности: на улучшение (рост мощности) и ухудшение (повышенное коммутационное искрение) внешних показателей (см. рис. 2.4.).
Рис. 2.4. Упрощенная логическая структура технического противоречия для электрической машины с большой длиной сердечника якоря (ПЭ - положительный эффект, НЭ - нежелательный эффект) |
Противоречия между внешними показателями ТС вызваны внутренним противоречием, которое, в отличие от ТП, называется физическим противоречием (ФП). Логическая структура ФП в нашем примере может быть представлена рис. 2.5. и сформулирована следующим образом: длина сердечника якоря (узловой компонент) должна быть большой, чтобы увеличить мощность электрической машины, и одновременно - маленькой, чтобы улучшить ее коммутацию. Формулировка ФП, относящаяся в общем виде к формулировке антиномий - проблем в формальной логике - обладает эвристическими свойствами, указывая условия устранения этого противоречия.
ФП состоит в наличии у одного и того же элемента системы взаимопротивоположных свойств или функций. Например, элемент электрической схемы должен быть проводником для выполнения определенного действия и одновременно диэлектриком для выполнения другого. Это противоречие разрешается использованием в качестве элемента - диода (полупроводника).
ПЭ НЭ Рис. 2.5. Упрощенная логическая структура физического противоречия (ПЭ - положительный эффект, НЭ - отрицание нежелательного эффекта) |
С точки зрения формальной логики ФП - это абсурд, а с позиций диалектической логики несовместимость - понятие относительное. Так, несовместимые требования к одному и тому же элементу можно развести во времени или пространстве. При разделении в пространстве в объекте выделяются две части, каждая из которых выполняет свои функции. Например, вкладыши подшипников скольжения изготавливают из твердой латуни, на которую со стороны оси вращения наносится более мягкий, легко притирающийся баббит; цементация стали позволяет создать более твердый науглероженный поверхностный слой, а основная масса остается более мягкой, вязкой и менее хрупкой. Примерами разделения во времени несовместимых свойств являются «очки-хамелеоны» с изменяющейся прозрачностью стекол, уже упоминаемые ранее, выдвигаемая на остановке ступенька автобуса, убирающиеся шасси самолета, пантограф.
Если же противоположные требования к узлу невозможно развести во времени и пространстве, то необходимо учесть, что зачастую эти требования нелинейны и можно одно из требований смягчить, ограничив его до минимума. Одним из приемов разрешения противоречий является использование диалектического единства противоположностей: части и целого, формы и содержания, причины и следствия и т.д.
Например, противоречие между частью и целым в тяговом электродвигателе разрешается, когда якорь, имея небольшую тангенциальную силу одного паза (часть), с учетом всех пазов в целом, создает значительный вращающий момент; разрешение противоречия между формой и содержанием при переходе вещества в другое агрегатное состояние (замерзание воды, затвердевание смазки и др.)> когда вещество, с точки зрения химического состава, есть, но по требуемому агрегатному состоянию его нет; разрешение противоречия между причиной и следствием при управлении, например, электровозом, когда слабое воздействие (причина), возникающее от поворота машинистом рукоятки контроллера, приводит к изменению режима движения целого поезда массой 4-5 тысяч тонн, т.е. к значительному изменению параметров системы «электровоз-поезд» (следствие).
Разрешение ТП требует его тщательного анализа, включающего построение его структуры, отрицания нежелательного эффекта, формулировки ФП и др.