Ограничения определяют условия, при которых должна быть достигнута цель разработки ТС. В первую очередь ТС должна удовлетворять законам и закономерностям природы, общества и техники в целом, которые должны служить объективной базой для поисковых ограничений, обеспечивающих направленность поиска. К ограничениям относятся требования, обеспечивающие необходимую для ТС работоспособность, эффективность, ремонтопригодность, надежность. Внешние условия эксплуатации ТС являются также ограничивающими факторами для нее.
Она должна:
- быть размещена в ограниченном пространстве (геометрические ограничения);
- работать в определенной среде - воздух, вода, газ, безвоздушное пространство, агрессивная среда и др.;
- иметь определенные запасы прочности, выдерживать допустимую температуру нагрева элементов.
Кроме того, задаются ограничения: иногда - на массу, форму, компоновку, стоимость, безопасность эксплуатации, а зачастую - на выбор используемых материалов, комплектующих изделий, на сроки разработки и сроки окупаемости ТС. Обязательно учитывается необходимость приспособленности ТС для человека, учет его физико-психических качеств, т.е. вводятся антропологические ограничения на ТС.
Среди различных параметров ТС имеются параметры, характеризующие степень ее совершенства и прогрессивности. Такие показатели называются критериями развития [3]. К ним относятся, например, значение мощности, удельная материалоемкость или энергоемкость, внешний вид, влияние на окружающую среду и др. Критерии развития входят составной частью в более общее понятие критерий качества, к которому также относят другие параметры ТС, характеризующие ее эффективность и качество.
Наиболее полно критерии развития рассмотрены А.И. Половинкиным [3]. По его мнению, в целом развитие различных ТС подчинено единому набору критериев, включающему следующие четыре группы критериев:
- функциональные критерии, характеризующие главную, полезную функцию ТС;
- технологические критерии, характеризующие технологичность конструкции ТС, т.е. возможность и простоту ее изготовления;
- экономические критерии, определяющие экономическую целесообразность внедрения ТС;
-антропологические критерии, характеризующие степень приспособленности ТС к человеку, ее безопасность и безвредность для человека.
Функциональные критерии, представляющие собой количественную характеристику главной полезной функции
ТС, имеют большое разнообразие. Наиболее важными являются следующие группы критериев: производительность, точность, надежность.
Производительность машины - число операций или единиц продукции, производимых ею в единицу времени. В таблице 2.1 приведены примеры расчета производительности различных ТС. В ней: N - мощность, кВт (кВА); G - грузоподъемность, т; v - скорость, км/ч; V - объем, м3; т - масса, т; t - время, ч.
Таблица 2.1
Параметры и размерности производительности ряда ТС
|
Производительность машины определяется:
- степенью механизации процесса;
- степенью автоматизации процесса;
- степенью непрерывности процесса обработки.
Точность выполнения операций включает в себя:
- точность измерения;
- точность попадания в цель;
- точность обработки - материала и вещества, потока энергии, потока информации.
Надежность ТС складывается из высокой долговечности, безотказности действия, сохранении ремонтопригодности. При определении надежности обычно исходят из понятия отказа машины, т.е. любой вынужденной ее остановки. Надежность характеризуется частотой отказов, длительностью бесперебойной работы между отказами.
Кроме этих критериев важнейшую роль играет функциональный критерий эффективности ТС, который является отношением производительности ТС (функционального эффекта) к затратам. Зачастую критерием эффективности называют отношение производительности ТС к ее массе [29], т.е.
Повышение ботке ТС.
Тяговые электродвигатели отечественных электровозов имеют различные значения Кэф в зависимости от типа двигателя и в силу тех или иных ограничений, и в первую очередь, ограничению по частоте вращения. Коллекторные тяговые двигатели постоянного и пульсирующего тока имеют Кэф = 0,1 - 0,2 кВт/кг, частотно-управляемые асинхронные и вентильные двигатели, реализующие большую частоту вращения, - достигают значений 1? = 0,2 - 0,5 кВт/кг.
Технологические критерии оценивают технологичность конструкции, т.е. совокупность признаков, обеспечивающих наиболее быстрое и экономное изготовление машины. Кроме технологичности изготовления деталей необходимо обеспечить технологичность сборки и ремонта ТС. Требования к технологичности зависят от масштаба и типа производства (мелкосерийное, крупносерийное или массовое). Рассмотрим четыре критерия технологичности.
Критерий трудоемкости изготовления ТС представляет собой отношение суммарной трудоемкости проектирования, изготовления и подготовки к эксплуатации ТС к его производительности и представляет собой монотонно убывающую функцию, если сопоставление ведется по одному и тому же показателю производительности ТС.
К^П/т. i К - основная задача при разра- |
Критерий технологических возможностей (или критерий преемственности ТС) отражает простоту и принципиальную возможность изготовления ТС и определяется как [3]:
где кс, тс^ ~ весовые коэффициенты (тсс> Ку> кнх > кН29
к с = 1); Ас - число стандартных или покупных элементов ТС, получаемых готовыми; Ау - число унифицированных элементов ТС, т.е. заимствованных из уже существующих ТС. Сюда не входит унификация конструктивных элементов (посадочные поверхности, посадки и классы точности, типы резьб, модули зубчатых зацеплений и др.), а лишь унификация деталей и узлов; Ani - число оригинальных (новых) элементов, не требующих приобретения дополнительного оборудования, но для которых необходима разработка технологии их изготовления; АН2 - число оригинальных элементов, вызывающих большие трудности при их освоении. Кроме разработки новой технологии требуется разработка сложной технологической оснастки и приобретение дорогостоящего оборудования; Анз - число оригинальных элементов, изготовление которых вызывает затруднения, на данном этапе непреодолимые. Например, нельзя приобрести необходимое технологическое оборудование или материалы.
Если в числителе формулы (2.2.) оставить только Ас, получим критерий стандартизации ТС, если же оставить Ас+Ау, то получим критерий унификации. Критерий изменяет свои значения на отрезке ОйКтв^ и показывает, в какой степени сохраняются в ТС элементы, проверенные практикой и имеющие отработанную технологию изготовления. Чем выше Ктв> тем меньше будут затраты при освоении ТС в производстве.
Критерий использования материалов, показывающий долю полезного использования материала при его обработке. Он равен отношению массы изделия к массе израсходованных материалов. Обычно он не превышает 0,55, т.е. значительная часть материала при изготовлении уходит в отходы. Актуальность повышения критерия использования материалов была и остается высокой.
Критерий разделения ТС на элементы требует выбора такого числа элементов ТС, которое обеспечит наименьшие затраты при изготовлении ТС, упрощает доводку, изготовление, ремонт и модернизацию изделий.
Экономические критерии - это критерии, в значительной мере определяющие стоимость ТС.
Критерий расхода материалов равен отношению массы ТС к ее производительности (функциональному эффекту), т.е. представляет собой удельную массу материалов на единицу производительности.
Критерий расхода энергии позволяет оценить, насколько полезно расходуется затраченная на ТС и потребляемая ТС энергия - и выражается следующей формулой:
Kd=(W9+Wu)/TII, (2.3)
где Wa,Wu - соответственно полная затрата энергии за время эксплуатации ТС и затрата энергии при изготовлении, Т - время эксплуатации ТС.
Если Wu «W3, то формула (2.3.) может быть записана следующим образом:
Kd=W9/TII=W/n, где W=W3/T.
Наиболее широко известна модификация критерия Кэ, называемая коэффициентом полезного действия (КПД) и представляющая отношение полезной работы (энергии) W0 к затраченной работе (энергии) W в единицу времени
K3=W0/W.
КПД представляет собой монотонно возрастающую функцию для ТС с одинаковым принципом действия. Изменение принципа действия может привести к резкому изменению КПД. Так, в XVIII в. переход от водяных колес с КПД 60-70% к более перспективному по выработке энергии ТС - паросиловым установкам - привел к снижению КПД до 0,6-0,7%.
Основным видом энергии в настоящее время является электрическая. КПД тепловой электростанции порядка 40- 50%, на гидростанции КПД достигает значения 90% [30].
Критерий габаритных размеров ТС (Кг) равен отношению габаритных размеров ТС к ее производительности. Снижение габаритных размеров в большинстве случаев приводит к уменьшению расходов на ТС. Критерий габаритных размеров влияет на большинство ТС, за исключением ТС, имеющих функциональное ограничение габаритов, например, размерами человека, животного или другими причинами.
Антропологические критерии развития ТС позволяют выполнить оценку соответствия и приспособления ТС к человеку, дискомфорт или опасность воздействий на человека ТС.
Критерий эргономичности ТС позволяет оценить, насколько учтены при разработке ТС психофизиологические качества человека-оператора. Изменение эффективности системы человек-машина в зависимости от приспособленности ТС к человеку называют эргономичностью. Критерий эргономичности равен отношению реализуемой эффективности системы человек-машина к максимально возможной.
Критерий красоты ТС требует, чтобы машина отвечала современным требованиям промышленной эстетики. Красивый внешний вид достигается использованием при конструировании так называемых эстетических элементов, таких как симметрия, ритм, контрастность, пропорциональность, композиция. В то же время красивой является та машина, у которой все элементы наиболее целесообразны и совершенны. Т.е. красоту любой ТС можно представить состоящей из декоративной внешней красоты (форма, орнамент, окраска) и внутренней функциональной. Функциональная красота основана на законах науки (на соответствии этим законам формы, структуры ТС и ее связи с окружающей средой). Обеспечить эту красоту - задача инженера. Декоративная красота, привлекающая покупателя, вызывающая эстетическое наслаждение, создающая жизнерадостность, основана на законах психофизиологического воздействия. Здесь решающее слово за дизайнером, художником. Между декоративной и функциональной красотой нет четкой границы, зачастую они переходят друг в друга. В литературе предлагаются критерии художественно-эстетической оценки ТС.
Критерий безопасности ТС, показывающий, насколько эксплуатация ТС безопасна, безвредна для управляющего им человека, определяется по формуле [3]:
ы ь.
где п - число вредных и опасных факторов; fii - весовой коэф-
п
фициент опасности (вредности) i-тофактора(^Э, = 1);у*~весо- вой коэффициент опасности (вредности) i-ro фактора, принимающий следующие значения: у/ = 1 при Si = S", yi =l/min((3/); St - значение опасного (вредного) фактора (вероятность травмирования, уровень радиации, концентрация отравляющих
веществ и т.п.); - нормативное (предельно-допустимое) значение 1-го опасного (вредного) фактора. Когда нормативы
не нарушены, т.е. St < S",то К^ принимает значения 0<К^1. При нарушении нормативов получаем Kq> 1, а если нарушение имеет большой вес fii, то К&» 1.
Критерий экологичности, показывающий степень загрязненности или изменения окружающей среды эксплуатируемыми ТС. Он может быть определен следующей формулой:
Кэк=(&н+&к)/So* где SH - площадь территории, на которой имеются недопустимые (выше нормы, но ниже критических) загрязнения или изменения; SK - площадь территории, на которой имеются критические загрязнения и изменения, опасные для жизни человека; S0 ~ изучаемая площадь (страны, региона, области и т.п.).
К загрязняющим факторам относятся различные газы и пыль, выделяемые работающими заводами и транспортом в атмосферу; загрязнение воды и земли промышленными отходами, пестицидами; шумовое, радиоактивное и тепловое загрязнение среды. Более полно они рассмотрены в литературе [31].
22. Принцип «обращения вреда в пользу» - использование вредных факторов (в частности, вредного воздействия среды) для получения положительного эффекта, устранения вредного фактора за счет сложения с другими вредными факторами, усиление вредного фактора до такой степени, чтобы он перестал быть вредным. В гистерезисном двигателе (ГД), применяемом, например, в гироскопе, для создания полезного момента используется явление магнитного запаздывания перемагничивания железа при изменении направления магнитного поля, приводящее к потерям подводимой мощности на гистерезис [41].
Из-за магнитного запаздывания между осью поля ротора и осью внешнего вращающего поля появляется угол у, приводящий к появлению тангенциальной составляющей силы, создающей полезный гистерезисный момент. Чем больше угол магнитного запаздывания у, тем больше будут магнитные потери и больший вращающий гистерезисный момент. На рис. 4.12 приведен ротор ГД, состоящий из полого цилиндра 1, выполненного из магнитотвердой стали (например, из викаллоя), насаженного на втулку 2, жестко насаженную на вал 3. Статор (не изображенный на рис.), создает вращающееся магнитное поле, увлекающее за собой ротор.
Рис. 4.12. Ротор гистерезисного двигателя |
23. Принцип обратной связи, согласно которому необходимо ввести обратную связь или изменить имеющуюся. В известный более 100 лет шаговый электродвигатель (ШЭД) была введена обратная связь, регулирующая время подачи импульса питающего напряжения на ШЭД и его продолжительность в зависимости от сигнала датчика положения ротора. Такой двигатель называется реактивным индукторным двигателем (РИД), имеющим зубцы как на роторе, так и на статоре, но обмотка расположена только на статоре [42]. Схема управления РИД приведена на рис. 4.13. РИД по своим регулировочным свойствам, благодаря обратной связи, приближается к лучшему в этом отношении коллекторному двигателю постоянного тока.
24. Принцип «посредника» основан на использовании промежуточной ТС, переносящей или передающей действие или на присоединении к ТС другого (легко удаляемого) объекта. Значительное снижение нагрева обмоток ЭМ закрытого типа обеспечивается за счет «посредника» - воздуха, циркулирующего в машине при помощи встроенного вентилятора и отдающего тепло через радиатор. Увеличение коэффициента трения между железнодорожным рельсом и колесом локомотива производится иногда подсыпкой песка на рельс.
25. Принцип самообслуживания - ТС должна сама себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции; в ТС желательно использовать отходы (энергии и вещества). Моторно-осевые подшипники скольжения ТЭД электровоза имеют систему, автоматически обеспечивающую постоянный уровень смазки, благодаря использованию свойств сообщающихся сосудов (камер) с маслом. В камере 7 (рис. 4. 14) постоянство уровня смазки поддерживается автоматически, а уровень смазки определяется положением нижнего торца межкамерной трубки 4. При работе электровоза, по мере расходования смазки и понижения её уровня ниже торца трубки 4, воздух через эту трубку будет поступать в камеру 3, выравнивая атмосферное давление в обеих камерах и вызывая поступление смазки из камеры 3 в камеру 7 до заполнения ее маслом до уровня трубки 4.
Масло смачивает шерстяные косы 2, которые смазывают через окно во вкладыше 11 ось электровоза 12. Ось, вращаясь, заносит масло в щель между внутренними поверхностями вкладышей подшипников 1, 11 и поверхностью оси. Заполняется маслом букса 9 специальным устройством, наконечник которого вводится через трубку 5 и плотно вставляется в отверстие 8, через которое масло 6 поступает в камеру 3. Последняя заполняется до тех пор, пока масло не достигнет верхнего торца трубки 4. Спуск масла производится через отверстие, закрытое болтом 10.
26. Принцип копирования - вместо недоступной, дорогостоящей, неудобной или крупной ТС можно использовать ее упрощенные и дешевые копии в измененном масштабе. Каждый электровоз, прежде чем выйти на железнодорожные магистрали, должен пройти испытания на обкатном кольце, представляющем железную дорогу в уменьшенном объеме.
27. Принцип замены «дорогой долговечности на дешевую недолговечность», означающий замену дорогой ТС набором дешевых ТС, поступившись при этом некоторыми качествами. Здесь примером могут быть шприцы одноразового использования, салфетки бумажные, целлофановые пакеты.
28. Принцип замены механической схемы - замена механической схемы электрической, оптической, тепловой, акустической и использование электрических, магнитных и электромагнитных полей. Наиболее известным примером этого принципа является замена механического коммутатора - коллектора полупроводниковым коммутатором - выпрямителем.
Рис. 4.15. Элементарные схемы генераторов постоянного тока: а) коллекторного; б) вентильного |
Элементарный коллекторный генератор (рис. 4.15, а) включает коллектор, состоящий из 2-х изолированных друг от друга проводящих полуколец, к которым присоединены 2 проводника, находящиеся под разными полюсами N и S, создающими магнитный поток Ф (индукция В). При вращении полуколец с проводниками с угловой скоростью частотой вращения п относительно неподвижных щеток на зажимах двигателя появляется ЭДС одного знака Еср (выпрямленная). Для устранения механических скользящих контактов (щеток, коллектора), требующих постоянного ухода и замены (щеток) при их износе, вместо коллектора предложен полупроводниковый коммутатор (рис. 4.15, б). Двум коллекторным пластинам соответствуют четыре полупроводниковых вентиля.
29. Принцип использования пневмо- и гидроконструкций предполагает вместо твердых частей ТС использовать газообразные и жидкие надувные и гидроналолняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные. Использование надувных шин на транспорте (велосипед, мотоцикл, автомашина) для смягчения ударов от дороги на ТС и для равномерного распределения давления на обод колеса; пневматическая система управления электровозом (торможение и др.).
30. Принцип использования гибких оболочек и тонких пленок вместо обычных конструкций и использование их для изолирования объекта с их помощью от внешней среды.
В 1944 г. профессором МЭИ А.И. Москвитиным была предложена идея ЭД с гибким (волновым) ротором [43]. Согласно его авторскому свидетельству: "Принцип качения ротора по поверхности статора можно осуществить при условии прикосновения ротора к статору в двух диаметральных точках.
Для этого ротор надо сделать достаточно эластичным, чтобы он мог расплющиваться в форме эллипса". Эта его идея была реализована по другому авторскому свидетельству в виде асинхронного ЭД (рис. 4. 16, а), ротор которого представляет собой гибкий цилиндр, состоящий из отдельных ферромагнитных стержней, последовательно соединенных друг с другом (рис. 4. 16, б). Магнитный поток в ЭД проходит через полюса 1 статора, воздушный зазор 2, ротор 3, через другой воздушный зазор, боковые участки статора, постоянный магнит 4 и замыкается на зубцах статора.
а) б) |
Рис. 4.16. Электродвигатель с волновым катящимся ротором При этом намагничивающая сила обмоток половины числа зубцов складывается с намагничивающей силой постоянного магнита и создает значительный магнитный поток, притягивающий ротор в двух диаметрально противоположных зонах. У волнового ЭД ротор (без учета скольжения) медленно поворачивается против движения магнитного поля со скоростью, соответствующей разности длин окружности статора и ротора, причем передаточное число достигает очень больших значений (более 100).
31. Принцип применения пористых материалов предусматривает выполнение ТС или ее части пористыми, возможно заполнение пор каким-либо веществом. Система испарительного охлаждения ЭМ (авторское свидетельство № 187136), основанная на том, что отдельные конструктивные элементы выполнены из пористых материалов, пропитанных жидким охлаждающим агентом, который при нагреве испаряется, и таким образом обеспечивается охлаждение машины.
32. Принцип изменения окраски, степени прозрачности ТС или внешней среды, использования красящих добавок, меченых атомов. Сигнализация на дорогах основана на изменении цвета (красный - ехать нельзя, зеленый - ехать можно). Маскирующая одежда основана на ее окраске соответственно цветом местности и времени ее использования (зимой в снегах используются белые маскхалаты), прозрачная повязка - позволяющая следить за раной, не снимая повязки.
33. Принцип однородности, согласно которому ТС, взаимодействующие с данной ТС, должны быть выполнены из одних и тех же материалов (или близких к ним по свойствам). Зубчатые колеса в зубчатой передаче делают из одного и того же материала, чтобы избежать неодинакового износа; медные детали электрических машин сваривают между собой меднофосфоритным припоем [44].
34. Принцип отброса и регенерации частей состоит в том, что выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть ТС должна быть отброшена (растворена, испарена и т.д.) или видоизменена в ходе работы; расходуемые части ТС восстанавливаются в ходе работы. Ракета, отбрасывающая отработавшие ступени, - пример принципа отброса. Еще пример: перед пропиткой в компаунде на катушки обмоток главных и добавочных полюсов ТЭД перед наложением основной изоляции накладывается временный изоляционный бандаж, который после пропитки удаляется. После этого на катушку с уже пропитанной витковой изоляцией накладывается постоянная изоляция.
35. Принцип изменения физико-химических параметров ТС9 включающий изменение агрегатного состояния объекта, химического состава, концентрации, температуры, объема. Магнитогидродинамические устройства (МГДУ), к которым относятся и МГД-генераторы, можно определить как ЭМ с якорной зоной в виде сплошной электропроводящей среды [41]. Главные достоинства таких устройств - отсутствие движущихся механических деталей и простота преобразования энергии. На рис. 4.17 представлен МГД-генератор с секционированными электродами, замкнутыми на электрическую цепь с омической нагрузкой RH.
Рис. 4.17. МГД-генератор |
Рабочее тело РТ (проводящий газ, жидкий металл, растворы солей и кислот и т.п.) движется в канале, созданном верхней и нижней стенкой (проводящими электродами) и боковыми стенками (непроводящими электродами) за счет внешнего воздействия. Магнитная система, состоящая из боковых катушек с током, создает в канале поперечное магнитное поле J3, которое, взаимодействуя с движущимся РТ, создает на электродах ЭДС, вызывающую ток I в электроцепях. Такой МГД-генератор называется фарадеевским. При разомкнутой внешней цепи МГД-генератор может работать расходометром, так как ЭДС пропорциональна скорости РТ. Если к электродам подвести напряжение, то генератор превращается в МГД-насос.
36. Принцип использования фазовых переходов предусматривает использование параметров, появляющихся при фазовых переходах (изменение объема, выделение и поглощение тепла, сверхпроводимость и т.д.). В 1911 г. Г. Камер- линг-Оннес обнаружил, что ртуть при температуре жидкого гелия 4,2 К внезапно теряет электрическое сопротивление и становится сверхпроводником (СП). В настоящее время известно около 1000 СП (например, NbsS^Nb^Al, V^Si, V^Ga, Pb и др.), допускающих высокие значения напряженности внешнего магнитного поля и большие токи, что позволяет создавать высокоинтенсивные СП магнитные системы, например, для обмоток возбуждения ЭМ [41, 45-47].
37. Принцип использования термического расширения (или сжатия) материалов; если термическое расширение уже используется, применить несколько материалов с разными коэффициентами термического расширения. Сборка подшипниковых узлов с остовом ЭМ обычно производится с подогревом до 100-160°С горловины остова индукционным нагревателем для облегчения запрессовки подшипниковых узлов в расширившееся посадочное отверстие остова. Биметаллические пластины (изготовленные из двух металлов с различным коэффициентом теплового расширения), изгибаясь при нагревании, могут выполнять замыкание и размыкание электрических контактов.
м4о t |
38. Применение сильных окислителей заключается в замене обычного воздуха обогащенным, а обогащенного - кислородом. На космических и лунных кораблях нашли применение генераторы электроэнергии электрохимические, состоящие из топливных элементов (ТЭ), т.е. устройств, в которых химическая энергия горючего превращается в электрическую энергию [41]. В процесс вступает горючее (водород Н^) и окислитель (кислород О^). На рис. 4.18 приведена схема ТЭ типа Н^-О^. Два пористых электрода 1 и 2 располагаются на баке 3 с раствором щелочного электролита КОН. При взаимодействии проходящего из баллона 5 по 1 электроду Н2 с ионами гидроокиси ОН электролита образуется вода (Н^О), а электрод (анод) заряжается отрицательно. Проходящий из баллона 4 по 2 электроду (катод) кислород восстанавливает ионы калия К+ до щелочного электролита КОН, заряжая электрод положительно. Молекула Н^ распадается на 2 атома, которые ионизируются, образуя протоны и электроны. По схеме 2H£-*4H++4e~. Далее электроны е~ через внешнюю электрическую цепь с нагрузкой Rh поступают к катоду, где происходит реакция 0з+4е~=20~. Из-за неустойчивости иона кислорода О" в водной среде он переходит в ион гидроокиси ОН по следующей схеме 20~+2Н20->4(0Н~).
Рис. 4.18. Схема топливного элемента
Затем ионы гидроокиси перемещаются к аноду через электролит, где происходит окончательная реакция 4(0H")-f-4H+->4H20. В результате таких процессов на выводах ТЭ возникает электрическое напряжение U. При учете только активных материалов удельная энергия ТЭ достигает 3,65 кВт • ч/кг.
39. Применение инертной среды вместо обычной; вести процесс в вакууме. Автоматическая электродуговая сварка обмотки якоря с пластинами коллектора ЭМ неплавящимся электродом в среде инертного газа.
40. Применение композиционных материалов. К композиционным материалам относится, например, электрическая изоляция, состоящая из стеклослюдинитовых лент, пропитанных электроизоляционными компаундами, улучшающими теплопроводность изоляции.
Решение технической задачи с использованием рассмотренных эвристических приемов начинается с выбора приема, наиболее подходящего для конкретной ТС, которую требуется улучшить. Выявляется главный недостаток и техническое противоречие, которое надо устранить. Выбор эвристического приема производится в основном по интуитивным соображениям. Наиболее быстро и точно такой выбор может выполнить специалист-конструктор. Знание приемов значительно ускоряет решение технической задачи.