double arrow
Использование зубной щетки

1

Тема №9: « Методы чистки зубов».

 

Цель занятия: Изучить и освоить методики ухода за полостью рта.

Основные термины: гигиена полости рта, методы чистки зубов, языка, стандартный метод чистки зубов.

 

План изучения темы:

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Собеседование по теме

а) алгоритм гигиены полости рта;

б) методы чистки зубов;

в) использование флосса, флоссеты, флосстика, тейпа;

г) использование зубочистки;

д) использование ирригатора;

е) ошибки, совершаемые при уходе за полостью рта.

3. Контроль усвоения знаний.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Гигиена полости рта — это комплекс мероприятий, важней­шим компонентов которого является чистка зубов. По данным ВОЗ 92 % населения не умеют чистить зубы. Гигиена полости рта у большинства российских детей ограничена набором эмпирических манипуляций с применением стандартной зубной щетки с пастой.

Алгоритм чистки зубов

1. Вымыть руки с мылом.

2. Прополоскать рот теплой водой.

3. Промыть тщательнозубную щетку водой.

4. Осуществить чистку зубов с помощью зубной щетки и пасты.

5. Прополоскать рот.

6. Намылить рабочую часть зубной щетки мылом или обрабо­тать специальным раствором.

7. Поставить зубную щетку в бокс головкой вверх.

Возможны варианты в зависимости от возраста ребенка, вида зубной пасты, состояния полости рта, предпочтений индивидуума и пр.

 

Использование зубной щетки

Движения зубной щетки при чистке зубов:




- Вертикальные (подметающие) выполняются вдоль оси зуба от десны и предназначены для удаления налета с вестибу­лярной и язычной поверхности, частично пришеечной обла­сти и межзубных промежутков, десны.

- Горизонтальные (возвратно-поступательные) предназначе­ны для удаления налета с окклюзионных поверхностей.

- Вращательные (круговые) предназначены для удаления на­лета в фиссур и ямок, пришеечной области и массажа десны.

Выполняя последовательно этапы стандартного метода чис­тки зубов, руководствуются правильным расположением щетки, но отношению к различным поверхностям зубов, правильным вы­бором вида движений и проведением необходимого количества движений на поверхностях различных групп зубов.

Известно множество методик чистки зубов (Леонарда, Бас­са. Фонеса, Рейте, Чартера, Смита-Белла, Слилмана, Пахомова, Бокой) .

 

Стандартный метод чистки зубов (Пахомов Г Н). Зубной ряд условно делят на 6 сегментов (.моляры, премоляры, резцы с клыками.



Чистку осуществляют при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под углом 45 градусов к оси зуба и при помощи 10 вертикальных подметающих движений удаляют налет с вестибулярной поверхности верхних левых моляров. Поочередно очищают все сегменты верхней челюсти. Небная поверхность очищается аналогично. На нижней челюсти последовательность и виды движений повторяются. Жевательная повер­хность зубов очищается при помощи возвратно-поступательных движений.

 

Метод Леонарда предусматривает два вида движений: вертикальные и горизонтальные. Головка устанавливается перпен­дикулярно оси зуба, и вертикальными движениями от десны удаляется налет с вестибулярной и оральной поверхности. Окклюзионная поверхность очищается возвратно-поступательными горизонтальными движениями.

 

Метод Фонеса осуществляется при сомкнутых зубных рядах. Зубную щетку ставят перпендикулярно оси зуба и выполня­ют круговые движения, одновременно очищая вестибулярные по­верхности зубов верхней и нижней челюсти. Язычные и жеватель­ные поверхности очищают также круговыми движениями.

 

Метод Чартера предназначен как для очищения зубов, так и для массажа десен. Является дополнительным терапевтичес­ким мероприятием при воспалительных заболеваниях пародонта. Зубную щетку устанавливают под углом 45° к оси зуба ще­тинками в сторону режущего края зуба. При выполнении легких круговых движений щетинки проникают в межзубные простран­ства. После трех-четырех движений зубную щетку перемещают на новую группу зубов и повторяют весь процесс. Этот метод ре­комендован детям школьного возраста, обладающим определен­ными мануальными навыками. Чистку проводят под контролем стоматолога.

 

Метод самоконтролируемой чистки зубов (Бокая В. Г.). Пе­ред чисткой окрашивают зубной налет. Вестибулярные и оральныеe поверхности очищают вертикальными движениями с максимальным захватом десны. Вестибулярные поверхности очищаются при coмкнутых челюстях в прямом прикусе с захватом десны до переходных складок. Пациент осуществляет контроль качества чистки по наличию красителя через каждые пять движений. Максимальный захват десны обеспечивает тщательное удаление зубного налета и ее массаж, а слизистая выступает в качестве дозатора силы чистящих движений.

 

Большое количество методов чистки зубов свидетельствует об актуальности проблемы. Трудно представить существование простого и эффективного метода чистки зубов, универсального для всех. Невозможно пользоваться единым методом взрослым и детям, при здоровой полости рта и ее патологии, при отсутствии или наличии «ортодонтических» проблем. Вместе с тем, соблю­дение определенных общепризнанных базовых принципов позво­лит оптимизировать процесс удаления зубного налета.

 

Следует отметить, что клиническая эффективность зубных щеток в меньшей степени обусловлена их конструктивными осо­бенностями. Более важными факторами являются тщательный инструктаж по гигиене полости рта и правильная техника чистки зубов.

Для оценки эффективности индивидуальной гигиены поло­сти рта и мотивации пациента к повышению качества чистки зу­бов проводится контролируемая чистка зубов (КЧЗ), осуществ­ляемая индивидом под контролем гигиенического индекса в при­сутствии специалиста.

Контролируемая чистка зубов является составной частью комплекса мероприятий по гигиеническому обучению и воспи­танию (ГОиВ) ребенка. Формированием знаний и навыков по гигиене полости рта у населения в настоящее время занимаются гигиенисты стоматологические. Однако при необходимости в про­цессе может участвовать врач-стоматолог. КЧЗ осуществляется в несколько посещений.

 

1





Сейчас читают про: