Специфика журналистского текста

 

Специфика журналистского текста ярко предстает при сопоставлении его с научными и художественнымитекстами.

Журналистский текст имеет документальную основу. Сообщая о фактах действительности, журналист должен выполнять требование объективности в освещении ситуации и одновременно оперативности, чтобы быть актуальным и отвечать интересам аудитории. Немецкий исследователь Г. Рагер основными признаками журналистского текста считает его объективность, актуальность, форму подачи материала, релевантность (т.е. соответствие между информационными запросами аудитории и полученными сообщение). К этим качествам следует добавить декодируемость (понятность для аудитории), непредвзятость (т.е. беспристрастность, объективность), достоверность (соответствие истине)в раскрытии темы.

Для научного текста важно точное знание, максимально достоверный результат, полученный через эксперимент. В художественных текстах мир действительности творчески переосмысливается и предстает в художественных образах, автор может позволить себе полный вымысел. Качество журналистского текста зависит от его способности представить неискаженную картину событий. Журналистский текст предлагает аудитории оперативное знание, не претендующее наабсолютную истинность, но оно должно быть достаточно надежным.

Тексты журналистики всегда социально активны, они информируют и воздействуют на массовую аудиторию, стремясь ее изменить.

Специфика журналистского текста объясняется средой его обитания – массовой коммуникацией, элементами которой являются:

- автор – индивидуально-коллективный, собирательный,

- аудитория – массовая, неопределенная, рассредоточенная,

- текст – поставленный «на поток», характеризующийся широкой тематикой, постоянным цитированием и ссылками на различные издания; это текст смешанного типа, образованный из различных знаковых систем.

Журналистский текст ориентирован на усредненного читателя, поэтому к нему предъявляются требования писать точно, ясно, просто, текст должен иметь максимально доступный вид, апеллировать к повседневному опыту читателя и его здравому смыслу.

Другая важная особенность журналистского текста – зависимость от технических характеристик передающего канала, поэтому его определяют как текст смешанного типа (вербально-невербальный, креолизованный, поликодовый, мультимедийный). Ср.:

- в печати – вербальная и визуальная информация (фотоиллюстрации, рисунки, коллажи, линейки, украшения, шрифты, цветность, объем, расположение на полосе и др.),

- на радио – вербальный текст + звуки и шумы,

- на ТВ – вербальный текст и движущаяся картинка,

- в интернете гипертекстуальные связи, контент формирует читатель.

В условиях конкуренции текст СМИ стал товаром, у него есть стоимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: