Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Понятие идеи журналистского произведения




Идея отражает прагматические отношения, или иначе – коммуникативные намерения автора. Идея – главная мысль произведения, это собственный взгляд автора на жизненную проблему, то новое, что автор собирается сообщить по теме. Таким образом, в идее воплощается авторское понимание предмета повествования.

Цель журналистского произведения – не только донести до читателя какую-то важную идею, но и добиться положительной реакции на нее. Поэтому идея в журналистском произведении имеет свою специфику: она складывается из двух составляющих – опорной идеии рабочей идеи.

Опорная идея текста представляет собой авторское кредо, на основе которого оценивается ситуация. Это информация о системе ценностей, на которые опирается журналист. Благодаря этому адресат получает возможность соотнести эту информацию с собственными ценностями и принять / не принять авторскую оценку ситуации и трактовку проблемы.

Рабочая идея – особый вид информации, подсказывающий адресату какие-либо действия (внешние / внутренние) в целях разрешения проблемы. Иначе, это собственно журналистская информация. (Терминология профессора Е.И. Пронина.)

Рабочая идея предстает перед читателем (зрителем) как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы. Основные элементы программы:

- исполнители, которым она адресована,

- цели, выдвигаемые перед ними,

- средства для достижения целей,

- структуры, выступающие гарантами возможности осуществления целей.

Эти элементы представлены в разных жанрах журналистики не так однозначно и четко, как в документах. Однако эта неоднозначность компенсируется механизмами воздействия на аудиторию, благодаря которым идея журналистского произведения воспринимается не только как логическая конструкция, но и как яркий образный ориентир.

Собственно журналистская информация вызывает определенные типы реакций на публикации. Это:

- реакция вовлечения – действия, в которых обнаруживается отношение получателя информации к описываемым реалиям;

- реакция исполнения– действия, связанные с непосредственным осуществлением рекомендаций (вариантов поведения), предлагаемых журналистом в тексте;

- реакция социальной гарантии– действия, в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикации.

 

Существует точка зрения, что сегодня время «реакции исполнения» и «реакции социальной гарантии» прошла. Действенность журналистских выступлений падает. Действенность публикаций в том смысле, какую она имела в советской журналистке, действительно снизилась (ср. В. Аграновский). Многие глубокие критические высказывания оказываются незамеченными, властные структуры реагируют тогда, когда сами заинтересованы в такой критике.




Однако – самозащита (см. ЛГ), статья в Известиях о мэре г. Ленинск-Кузнецкий Коняхине – Президент РФ направляет комиссию Генпрокуратуры для проверки фактов. Еженедельник «Совершенно секретно» материал Ларисы Кислинской о банных приключениях министра Ковалева – отставка. Ал. Минкин своими статьями выбил почти всю команду А. Чубайса в бытность его вице-премьером. Карьера Юрия Скуратова.

В этих публикациях можно увидеть политические интриги или борьбу экономических группировок, чье-то желание расправиться с неугодным лицом.

Интерактивные ТВ-передачи с просьбой о помощи…

Факты убеждают, что есть журналистские материалы – и есть реакция на них.

Рабочая идея выступает как указатель пути к решению проблемы, она подсказывает то отношение к действительности и тот тип поведения, в соответствии с которым адресат информации может ориентироваться.

Рабочая идея (журналистская подсказка) выражается в разных случаях по-разному, в зависимости от жанра. Но при всей вариативности устойчивым признаком рабочей идеи является направляющий подсказывающий характер.

Журналистское произведение однозначного диктата не предполагает (ср. красный цвет светофора; знак «кирпич» для водителя). Рабочая идея адресована человеку как социальному существу, склонному менять поведение на основе собственного выбора (осознание альтернатив и предпочтение одного из них). Прагматика текста наряду с семантикой ориентирована на то, чтобы помочь человеку увидеть связь с проблемой, побудить к действиям, адекватным условиям.



Как соотносятся в текстах опорная и рабочая идеи? Вариантов много. И связаны они со степенью подробности рассмотрения ситуации, развернутости оценок, конкретных социально-исторических условий.

В последние десятилетия новое появилось и в тематике и в разработке идеи. Изменения опорной идеи связаны с отказом от идеологических установок (приоритет классовых интересов как общепринятых ценностей). Поэтому опорная идея меняет свою окраску.

В журналистике 60-70-х рабочая идея часто принимала облик развернутой программыдеятельности по разрешению проблемы. При этом журналист выступал как лицо, берущее на себя ответственность за предлагаемые рекомендации. Журналистика выполняла миссию арбитра, защитника, посредника. Сейчас идеологических установок нет, но появилось экономическое давление (тот, кто платит, тот и заказывает рабочую идею).

Процессы демократизации в нашей стране поставили журналистику в контекст новых общественных ожиданий –

- улучшение информирования общества о событиях во всех сферах деятельности, в том числе закрытых,

- вместо мессианской роли – общественное контролирование за деятельностью властных структур,

- создание возможностей для самостоятельного духовного поиска,

- обеспечение свободного выражения разных мнений,

- создание условий межгосударственных, межнациональных и межгрупповых контактов.

В силу этого рабочая идея, сохранив направляющий, побуждающий, подсказывающий характер, в значительной степени отошла от прежнего варианта подсказки. Сейчас журналист в редких случаях берет на себя глубокую проработку конкретного решения проблемы. Чаще читателю предлагаются варианты средств, пути поиска для выхода из проблемной ситуации. Выбор остается за непосредственным исполнителем.

В современной журналистике рабочая идея стала вариативной. Г.В. Лазутина приводит пять ее разновидностей:

1. прими к сведению и действуй по усмотрению

2. действуй как они, если подходят условия

3. не допускай повторения подобного

4. есть какие-то варианты решения проблемы; исходя из своих условий, определи предпочтительный вариант и действуй

5. решение проблемы неизвестно: подключайся к поискам

Есть и шестой вариант «идея – программа», но она сейчас встречается реже.

Чаще всего журналистский текст содержит в себе пакет рабочих идей, направленных разным категориям читателей: отдельному человеку, чиновникам, властным структурам, подразделениям федеральных и региональных властей.

 





Дата добавления: 2017-12-16; просмотров: 961; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8243 - | 7209 - или читать все...

 

34.201.121.213 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.