Основные признаки текста

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ТИП ТЕКСТА

 

Литература

1. Н.И. Клушина. Стилистика публицистического текста. М., 2008.

2. О.В.Трофимова, Н.В. Кузнецова. Публицистический текст. М., 2010.

3. Е.С. Щелкунова. Публицистический текст в системе массовой коммуникации. Воронеж, 2004.

 

Лекция 3. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

План

1. Основные признаки текста

2. Специфика журналистского текста

3. Понятие темы журналистского текста

4. Понятие идеи журналистского текста

 

 

Основные признаки текста

 

Текст в переводе с латыни означает «ткань, сплетение, соединение».

Текст является одним из ключевых понятий в гуманитарных науках. Существует более 300 определений текста, который изучается в 17 науках. Во второй половине ХХ в. сформировались такие направления, как лингвистика текста, грамматика текста, стилистика текста, теория текста, формируется теория медиатекста.

В лингвистике текстом называют осмысленную последовательность вербальных (словесных) знаков, основными свойствами которого являются связность и цельность.

В классическом определении И.Р. Гальперина текст – это произведение, обладающее завершенностью, существующее в виде письменного документа, состоящее из заголовка и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку.

Однако эти признаки оказываются недостаточными при объяснении текстов массовой коммуникации (медиатекстов). Оспариваются такие критерии, как

ü форма существования текста (письменный / устный),

ü вербальный характер текста (тексты СМИ представляют собой последовательность не только вербальных, но и невербальных знаков),

ü обязательное наличие заголовка (например, в информационных подборках в газете),

ü законченность отдельных произведений (например, открытый финал или «информационный текст» в массовой коммуникации как звено передачи информации),

ü авторство и др.

Однако следует говорить не столько о недостатках лингвистической теории, сколько о том, что появились новые типы текстов – гипертексты, мультимедиатексты, которые требуют новых объяснений.

При объяснении текста журналистика берет на вооружение семиотику – науку о знаковых системах (под знаком понимается материальный заместитель другого объекта. Ср.: звонок телефона, флаг над зданием, билет на поезд, сигнальные огни).

С точки зрения семиотики текст – осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации. С этих позиций текстом признается не только словесное произведение, но музыкальное, графическое, обряд, танец, ритуал и т.п. И этот подход ближе к объяснению текстов массовой коммуникации.

Семиотика состоит из трех частей: семантики, прагматики и синтактики. Семантика отражает отношение знаков к действительности; прагматика – отношение знаков к человеку, синтактика – отношение знаков друг к другу.

В семантических отношениях отражается действительность, создается смысловая основа текста. Эти отношения фокусируются в понятии тема (круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях).

Прагматические отношения проявляют коммуникативные намерения автора, определяют нужность, полезность текста для адресата. Фокус этих отношений – идея (главная мысль произведения).

Синтаксические отношения отражаются в структуре и организации произведения. Здесь важно как воплощается идейно-тематический замысел произведения.

Журналист при создании текста решает задачи что? зачем? и каким образом? творить. Иными словами, это тема, идея и структурно-композиционное решение. По этим параметрам составляются и анализируются все тексты социальной информации, производимые разными видами деятельности.

Основные признаки текста – целостность, связность,информативность, литературная обработанность, закрепленность на каком-либо материальном носителе информации.

Целостность –содержательное единство текста, его смысловая законченность.

Содержание текста развертывается линейно – цепочкой связанных по смыслу и грамматически предложений, но оно иерархично, так как в тексте выделяются основные и второстепенные темы и подтемы. Сложность смысловой структуры зависит от темы, жанра, объема текста, при этом общий смысл текста всегда больше суммы его частей.

Целостность зависит также от информации, связанной с ситуацией общения. Правильность восприятия текста обеспечивается пресуппозицией – общим фондом знаний говорящего и слушающего. Пресуппозиция – это компонент текста, который не выражен словесно, это предварительное знание, дающее возможность адекватного восприятия текста.

Связность – это синтаксическое свойство текста, линейная последовательность предложений, которая проявляется через внешние показатели (вводные слова, союзы, местоимения, повторы, порядок слов, видовременные формы глаголов, вводные слова: итак, во-первых, кстати, кроме того, по-видимому).

Информативность – способность текста передавать информацию. Информативность характеризует количество и качество содержащейся в нем информации, ее важность и новизну.

Выделяют несколько видов информации.

Фактуальная информация отражает явления действительности и их взаимосвязи, это осмысленная автором картина мира (реального или воображаемого), переданная средствами языка. Эта информация чаще всего отражается вербально с помощью слов, употребленных в своих прямых значениях. С этой информацией связано понятие факта.

Концептуальная информация отражает авторскую оценку, интерпретацию темы, явления. Она может быть выражена и вербально, т.е. в речевом высказывании, и подразумеваться в контексте. Такая информация извлекается из текста в целом и обусловлена осмыслением отраженных в них фактов и их отношений. Особая разновидность концептуальной информации – информация о самом авторе, его позиции в описываемой ситуации.

Разделение информации на два вида условно, поскольку любое высказывание отражает авторскую позицию. Даже абсолютно нейтральные и безоценочные высказывания о действительности передают авторскую целеустановку и оценку (ср. наименования одного и того же: сепаратисты, террористы и защитники свободы, оппозиционеры). Отбор фактов и их компоновка отнюдь не безразличны для выражения концептуальной информации.

Подтекстовая информация – это прямо не выраженная, скрытая информация, которая извлекается из фактуальной и концептуальной (ирония, намеки, ассоциации).

Литературная обработанность – обязательное качество текстов СМИ. Любой текст массовой коммуникации, даже если он имитирует спонтанную, неподготовленную устную речь, всегда должен быть литературно обработан. Это свойство касается как формы высказывания, так и его содержания.

Закрепленность на материальном носителе – тип и характер канала влияет на особенности восприятия текста. Например, в письменном тексте важные фрагменты выделяются в помощью цвета, шрифтов, верстки, врезок, графической игры, повторов, знаков препинания. На радио необходимо обеспечить усвоение важных фрагментов информации, поэтому предъявляются особые требования к звучащей речи. Так, номер телефона рекламодателя рифмуется и становится куплетом песенки (105-55-55 Пора полы менять). На телевидении важно соотношение речи и изображения (ср. стилистически нейтральный текст на фоне мусора и беспорядка после демонстрации).

Одним из первых системно представил сложную природу текста русский философ, культуролог, литературовед М.М. Бахтин (1895 – 1975). Литературовед и культуролог Ю.М. Лотман (1922 – 1993) рассматривает каждый объект как текст, выделяя, например, тексты живописи и скульптуры. В качестве текста может рассматриваться не только отдельная публикация, новся газета как целостный текст («газетный роман», по словам Ю.М. Лотмана).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: