Производитель сырья
Производители готовой продукции
Данная форма является наиболее эффективной организацией производства определенного вида продукции.
Суть производственного франчайзинга заключается в следующем. Предприятие, имеющее патент на технологию производства готового изделия, осуществляет обеспечение конечного производителя необходимым сырьем и передает право пользования технологией. («Кока-Кола»)
При производственном франчайзинге анализируется следующее:
1. информация о рынке товаров и их заменителей
2. описание индивидуальности товара
3. характеристики ЖЦТ
4. данные о производстве товаров и их заменителей
5. требования к техническому уровню производства
6. требования по упаковке готовой продукции
7. политика ценообразования
8. перспективные дистрибутивные системы сбыта продукции
9. данные о контроле качества товара на стадии производства и сбыта
10. требования по организации сервисного обслуживания.
Сервисный франчайзинг занимает среднюю позицию между товарным и производственным франчайзингом.
Обладатель прав --------------------- Предприятие сферы услуг
Суть сервисного франчайзинга заключается в том, что франчайзи на договорных условиях покупает право на развитие определенного вида услуг под торговой маркой франчайзера. («Кодак»)
Цель сервисного франчайзинга – обеспечение высокого уровня обслуживания за счет расширения спектра услуг и повышения их качества.
Сервисный франчайзинг в России интенсивно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, образовании и др.
При анализе сервисного франчайзинга необходимо изучить:
1. информацию о рынке предлагаемых услуг
2. информацию о системных стандартов
3. аналитические данные ценовой политики
4. данные о контроле качества оказываемых услуг
5. маркетинговую деятельность франчайзи в сфере его влияния на рынке услуг
6. информацию о конкурентах и др.
Франчайзинг бизнес-формата самая обширная и развитая форма франчайзинга, включающая в себя все виды деятельности франчайзера. Охватывает все направления деятельности франчайзера и как бы является копией и одновременно составной кооперативной частью компаний.
Характерной особенностью франчайзинга бизнес-формата является то, что для его освоения и внедрения требуются большие затраты и значительный промежуток времени.
Франчайзинг бизнес-формата имеет свои особенности. Материнской фирмой еще также передается дочерней компании (франчайзи) технология организации и ведения бизнеса, что позволяет ей стать частью корпоративной системы, работающей на единой методологической основе с соблюдением общих интересов.
Данная форма франчайзинга позволяет в значительной мере расширять бизнес компании за счет высокого имиджа фирмы.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что товарный, производственный и сервисный франчайзинг – это технология ведения бизнеса, а франчайзинг бизнес-формата – стратегия ведения бизнеса.
Договорные условия сторон при покупке франчайзинга
Основные положения франчайзингового договора сводятся к следующему:
1. условия договора
2. условия оплаты
3. вид франчайзинга
4. территориальная деятельность
5. система управления
6. взаимоподдержка и взаимопомощь партнеров
7. условия расторжения договора