В отличие от земельных участков, которые, будучи важными объектами предпринимательской деятельности, могут использоваться и для иных видов деятельности, а также для достижения непредпринимательских целей, предприятия как имущественные комплексы и объекты вещных прав используются только для осуществления предпринимательской деятельности ст. 132 ГК)1.
Владение, пользование и распоряжение данными объектами обладает важными отличительными особенностями. Их выявление и выражение в объективной форме требует не только и не столько юридических, сколько бухгалтерских, оценочных, аудиторских и т.п. знаний.
Например, владение совокупностью вещей, входящих в состав предприятия, осуществляется путем их инвентаризации и балансовой оценки.
Использование этих вещей происходит в форме их производственного потребления.
Право распоряжения осуществляется в соответствии с назначением вещей и под государственным (в том числе налоговым и иным) контролем.
Последняя особенность касается всех, в том числе государственных и муниципальных унитарных предприятий, правовой статус которых регламентируют на базе норм ГК, Закон от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и подзаконные нормативные правовые акты.
|
|
В частности, Правительством РФ было принято постановление «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий». На его основе утверждено Примерное положение о Комиссии федерального органа исполнительной власти по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий.
В соответствии с указанным распоряжением комиссия осуществляет следующие функции:
• рассматривает проекты программ деятельности предприятий, технико-экономические обоснования планируемых мероприятий и затрат на их реализацию, представляемые руководителями предприятий в федеральный орган;
• осуществляет анализ представленных проектов программ деятельности государственных унитарных предприятий, технико-экономических обоснований планируемых мероприятий и затрат на их реализацию;
• готовит решения федерального органа об утверждении программ деятельности предприятий;
• рассматривает отчеты о деятельности предприятий за год, а также предложения по уточнению размера части прибыли, принадлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, и показателей деятельности предприятия, представляемые руководителями предприятий в федеральный орган;
|
|
• осуществляет анализ представленных отчетов о деятельности предприятия за год, а также предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, и показателей деятельности предприятия;
• готовит решения федерального органа об определении части прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году;
• готовит предложения по повышению эффективности деятельности предприятий.
Для проведения анализа эффективности деятельности предприятий Комиссия по вопросам, входящим в ее компетенцию, имеет право:
а) запрашивать у структурных подразделений федерального органа и руководителей предприятий необходимые для ее деятельности документы, материалы и информацию;
б) устанавливать для структурных подразделений и руководителей предприятий сроки предоставления запрашиваемых документов, материалов и информации;
в) создавать рабочие группы с привлечением экспертов и специалистов;
г) вносить в установленном порядке предложения об ответственности руководителей предприятий.