Шум в населенных пунктах

Источники шума в населенных пунктах. Шумом называется лю­бой нежелательный звук или совокупность звуков различной час­тоты. В зависимости от уровня частоты шумы разделяют на три класса: до 350 Гц — низкочастотный, от 350 до 800 Гц — средне-частотный и свыше 800 Гц — высокочастотный. Звуковые колеба­ния и волны с частотой ниже слышимых (акустических) частот называются инфразвуком, он возникает в населенных пунктах при взлете самолетов, движении тяжелого грузового транспорта, же­лезнодорожных локомотивов. Различают бытовой (в жилых домах), транспортный и производственный шумы. В населенных пунктах шум возникает в результате работы и движения автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, функционирования промышленных и муниципальных объектов. Шкала силы звука строится на логарифмическом соотношении силы звука и порога слышимости и измеряется в децибелах (дБ). Ниже представлены основные источники и создаваемые ими максимальные уровни шума, дБ:

Стрельба из пистолета...................................... > 108

Модельные аэропланы...................................... > 105

Мотоциклы/снегоходы...................................... > 80,

Спортивные автомобили................................... > 110

Цепная пила................................................... > 105

Моторная пила............................................... > 95

Газонокосилка................................................... > 80

Выбрас мусора................................................ > 65

Вакуумные очистители................ …………....... > 60

Кондиционеры для воздуха................................. > 50

Персональные и домашние стереосистемы............ > 95

Концерт рок-музыки........................................ > 90

Симфонический концерт................................... 80

Автобус, грузовик...................................... > 60 — 70

Поезд................................................................. > 80

Гигиеническое нормирование уровней шума. Шум является фак­тором, вызывающим нарушения здоровья человека. Критерий безопасности (безвредности для здоровья) уровня воздействия какого-либо потенциально опасного фактора, в том числе и акустического шума, определяется санитарно-эпидемиологически­ми нормами. Имеются некоторые особенности в гигиеническом нормировании и измерении шумов, проникающих в помещения жилых и общественных зданий от внешних и внутренних источ­ников.

Для защиты населения от неблагоприятного воздействия шума необходимо ограничить его интенсивность, спектральный состав и время воздействия. Эту цель и преследует санитарно-гигиени­ческое нормирование. Основной его принцип заложен в сохра­нении здоровья и трудоспособности населения, проживающего в условиях постоянного шума, и нормативные уровни должны гарантировать безопасность его влияния как при кратковременном, так и при длительном воздействии на протяжении жизни человека. Нормирование уровней воздействия шума производят в зави­симости от характера и условий пребывания населения в различ­ных местах (на работе, дома, в местах отдыха, общественных зда­ниях и т.д.). При этом нормативные уровни должны быть:

• ниже порога раздражающего субъективного действия;

• не оказывать неблагоприятного влияния на функциональное состояние организма при кратковременном и длительном воздей­ствии;

• ниже уровней, принятых в производстве при 8-часовой рабо­чей смене*.

Экспериментальные и эпидемиологические исследования поз­волили определить действующие уровни звука, вызывающие су­щественные сдвиги в функциональном состоянии отдельных ор­ганов и систем организма, пороговые уровни, при которых сдви-

* Допустимый уровень шума для рабочих мест устанавливают с учетом ха­рактера выполняемой работы. ги находятся в пределах физиологической нормы и надпороговые уровни, при которых не наблюдается существенных изменений состояния систем организма.

Допустимым считается уровень шума, который не оказывает на человека прямого или косвенного вредноро или неприятного действия, не снижает его работоспособность и не влияет на само­чувствие и настроение.

Нормы устанавливают допустимые параметры шума для различ­ных мест и условий пребывания человека с учетом основных физио­логических процессов, определяемых родом деятельности людей.

Нормируемыми параметрами постоянного шума являются уров­ни звукового давления Ь (дБ) в октавных полосах частот со сред­негеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц (октавные уровни звукового давления). Нормируе­мыми параметрами непостоянного шума, такого как шум, созда­ваемый авиационным транспортом, являются эквивалентные (по энергии) и максимальные уровни звука, дБ(А). Оценку непосто­янного шума на соответствие допустимым уровням необходимо проводить одновременно по эквивалентным и максимальным уров­ням звука. Невыполнение этих условий является нарушением тре­бований санитарных норм.

Санитарно-эпидемиологические нормативы акустического шум! изложены в СН 2.2.4/2.1.8.562—96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жи­лой застройки. Санитарные нормы». Этот документ регламентиру­ет постоянный и непостоянный акустические шумы на рабочих местах, территориях жилой застройки и лечебно-профилактиче­ских учреждений, в жилых и общественных зданиях и помещени­ях. Санитарно-эпидемиологические нормативы акустического шума для жилых зданий и помещений представлены в СанПиН. 2.1.2.1002—00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жи­лым зданиям и помещениям».

При прогнозировании неблагоприятного воздействия шума от аэропорта следует ориентироваться на допустимые уровни для территорий жилой застройки. Так как этот шум является непостоян­ным, то его уровень не должен превышать нормируемых эквива­лентных (ЬАЭКВ) и максимальных (ЬАтах) значений. Эквивалент­ное значение, дБ(А), соответствует уровню длительного посто­янного шума, который в пределах регламентируемого интервала времени имеет то же среднее квадратичное значение уровня, что и рассматриваемый авиационный шум, уровень звука которого ЬА(1) изменяется во времени. Регламентируемыми интервалами времени являются 16 часов дневного времени (с 7.00 до 23.00 ч) и 8 часов ночного времени суток (с 23.00 до 7.00 ч). Показатель тт пред­ставляет собой уровень звука, соответствующий максимальному показанию измерительного прибора (шумомера).

Нормируемые величины эквивалентного и максимального уров­ней шума для территории жилой застройки составляют соответ­ственно для дневного времени суток 55 и 70 дБ(А) и для ночного времени — 45 и 60 дБ(А). Однако необходимо учитывать существо­вание более строгих норм для территорий, прилегающих к лечеб­но-профилактическим учреждениям: 45 и 60 дБ(А) для дневного времени и 35 и 50 дБ(А) для ночного времени суток.

В России, поданным санитарно-эпидемиологической службы, до 26 % шума по показателям не отвечает гигиеническим норма­тивам. Это связано с застройкой жилыми домами резервных тер­риторий авто- и железнодорожных магистралей и аэропортов и с увеличением транспортных потоков.

Численность населения, проживающего в условиях акустиче­ского дискомфорта, составляет 35 млн. чел. или примерно 30% городского населения. Решение этой проблемы связано в первую очередь с правильной организацией движения автотранспорта в городах, улучшением состояния покрытий улично-дорожной сети и технического состояния автотранспортных средств. В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и других крупных городах эквивалентные уровни шума составляют в сред­нем 73 — 83 дБ(А), а максимальные — 90 — 95 дБ(А). При этом вблизи жилых домов уровень звука достигает 65 — 80 дБ(А), что значительно выше ПДУ — 40 дБ(А). В Москве за период с 1992 по 2000 г. количество автотранспорта увеличилось более чем в три раза, в связи с чем возросла и шумовая нагрузка на население. На ряде автомагистралей уровень шума достигает 90 дБ(А) и по оцен­кам Н.Н.Филатова с соавт. (1998) до 70 — 80% населения столи­цы проживает в зонах акустического дискомфорта. В крупных го­родах общая шумовая нагрузка на организм человека, находяще­гося в транспорте, особенно в метро, может превышать нагрузку при работе в шумных цехах. По данным Европейского Бюро ВОЗ в период с 1980 по 1990 г. доля населения в странах Европы, под­вергающегося воздействию шума на уровне выше 65 дБ(А), уве­личилась на 26%.

Шум от промышленных и иных предприятий более локализо­ван, но также создает большую проблему для города. Это связано с отсутствием в ряде случаев необходимых территориальных раз­рывов между предприятиями и жилой застройкой, строительством домов в зонах шумового влияния предприятий. Инфразвук от про­мышленных предприятий может распространяться на большие расстояния, так как он слабо поглощается атмосферой.

Сравнительная оценка уровней авиационного шума, создавае­мого отечественными самолетами, свидетельствует о том, что при взлете ИЛ-76 и ИЛ-86 авиационный шум с максимальным уров­нем 75 дБ(А) может фиксироваться даже на расстоянии 40 — 50 км от аэропорта. Прохождение авиационных трасс над территориямижилой застройки в зонах воздушных подходов аэропортов (Моск­ва, Ростов-на-Дону, Минводы, Хабаровск, Комсомольск-на-Аму­ре, Новосибирск и др.) способствует увеличению площадей аку­стического дискомфорта. Существенному воздействию авиацион­ного шума подверженно примерно.3 — 4 %-Всеко городского насе» ления России. Импульсные шумы более агрессивны по сравнению с постоянными, и поэтому для рабочих мест установлен ПДУ им­пульсного шума на 5 дБ ниже, чем постоянных шумов. Проблема гигиенической оценки импульсных шумов требует дальнейшего исследования*.

Гигиеническая характеристика шума выдается на основании результатов измерений его параметров в различных точках горо­да, выполняемых в соответствии с требованиями ГОСТа, с уче­том охвата характерных по акустическому режиму периодов суток (дневного и ночного), времени наиболее интенсивного движения транспорта — основного источника городского шума. Дозу шума или суммарную шумовую нагрузку Кшуы на население рассчитывают с учетом дневного и ночного времени суток в бытовых условиях в течение одного производственного периода. Получаемые характе­ристики уровней шума соотносят с ПДУ, характеризующими до­пустимые уровни, регламентируемые СН. Каждую из парциаль­ных доз шума (за каждый выделенный отрезок времени в течение суток) определяют по разности между фактическим и допустимым уровнями шума, пользуясь специальной таблицей. Суммарная (ком­плексная) шумовая нагрузка за сутки вычисляется по формуле

КШУМ = К1Т1 + К2Т2 + К3Т3

Т

где Кл — шумовая нагрузка на производстве, дБ(А); К2 и А3 — шумовая нагрузка в быту соответственно в дневное и в ночное время, дБ(А); Т1 Т2, Тъ — время пребывания соответственно на производстве и в быту днем и ночью, сут; Т— учитываемое вре­мя, в течение которого оценивают воздействие, сут.

Воздействие на здоровье. Шум, являясь общебиологическим раздражителем, может влиять на все органы и системы организма человека, вызывая разнообразные физиологические изменения. Это влияние может носить как специфический характер (изменение слуха), так и проявляться в виде неспецифических явлений — вегетативных изменений (повышения кровяного давления, ослаб­ления внимания, памяти, утомляемости глаз), нарушения психо­физиологических показателей (повышенной раздражительности, нарушения сна, а также снижения школьной успеваемости). Дети, проживающие в условиях шумового загрязнения окружающей среды чаще имеют проблемы с усвоением школьного материала. Установлено, что темп прироста психических нарушений у них со­ставляет 0,5 % на 1 дБ(А) уровня шума. Эффект воздействия звука зависит от генетических и приобретенных особенностей организма. Некоторые люди обладают особой чувствительностью к шуму.

Влияние на сердечно-сосудистую систему. Шум' рассматривается как потенциальный фактор стресса сердечно-сосудистой системы. Оценка воздействия авиационного и транспортного шума как в дневное, так и в ночное время, предпринятая в мире, свидетель­ствует о некотором его влиянии на кровяное давление, хотя ре­зультаты эколого-эпидемиологических исследований неоднозначны. При оценке воздействия транспортного шума в Великобритании относительный риск заболевания ишемической болезнью сердца в экспонированной группе при воздействии шума 66 — 77 дБ(А) составил 1,1 и не был статистически значимым. В исследованиях, проведенных немецкими учеными по методу «случай— контроль», при уровне шума от 60 до 80 дБ(А) относительный риск возник­новения инфаркта миокарда с учетом мешающих факторов был оценен в 1,2, т.е. шум с уровнем более 65 дБ(А) является факто­ром риска развития ишемической болезни сердца. Доказано также возрастание систолического и диастолического кровяного давле­ния у детей, подвергающихся воздействию уровня высокого шума от транспортных магистралей и аэропорта.

Ежедневное воздействие шума, исходящего от множественных источников в периоды покоя, когда физиологические системы должны восстанавливаться, может оказывать неблагоприятное влияние на здоровье населения. Воздействие авиационного шума ночью приводит к периодическому увеличению кровяного давле­ния, частоты сердечных сокращений, сужению сосудов, нежела­тельным реакциям со стороны эндокринной системы и измене­ниям дыхания во время сна.

Нарушение сна. В процессе сна восстанавливается работа всех систем организма человека. При постоянном воздействии шума может происходить нарушение таких функций, как восстановле­ние активности мозга и обеспечение периода передышки для сер­дечно-сосудистой системы во время сна. Снижение качества сна может оказывать неблагоприятное воздействие на деятельность человека в дневное время. Для оценки воздействия шума на каче­ство сна используют субъективные и объективные методы. Субъек­тивные методы представляют собой самоотчет, при котором ис­пользуют дневники сна и в меньшей степени наблюдения за по­ведением, к объективным методам относятся электроэнцефало­графия и актиметрия.

По результатам эпидемиологических исследований, проведен­ных Нидерландским советом по здравоохранению (1994), доказа­на причинная взаимосвязь между экспонированием шумом в ноч ное время и изменениями модели и стадий сна, фаз пробужде­ния, субъективного качества сна, частоты сердечных сокращений и настроения на следующий день. Доказательства относительно, других эффектов от воздействия шума ограничены (уровень гор­монов и качество деятельности на следующий день) или недостаточны (реакция иммунной системы).

Влияние на психоневрологический статус. По данным эпидемио­логических исследований у школьников при экспонировании транспортным шумом высокого уровня наблюдаются трудности в выполнении познавательных задач, а при воздействии шумов от аэропортов возникают сложности в понимании прочитанного, нарушение долгосрочной памяти, снижение показателей сосре­доточения внимания. Присутствие неконтролируемого шума мо­жет нанести существенный ущерб познавательной деятельности, увеличить возбудимость человека, изменить выбор стратегии в решения задачи и снизить внимание к ней.

Заслуживают внимания статистически достоверные факты, сви­детельствующие о рождении детей с малой массой у работниц, подвергавшихся воздействию производственных шумов, уровень которых значительно превышал ПДУ. Целесообразно проведение обследования беременных женщин, проживающих в шумных районах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: