Интеллектуальный потенциал отдельно взятого региона

Интеллектуальный потенциал региона, страны или общества, по определению В.А. Иванцова представляет собой особую совокупность ресурсовобщественного производства, которая включает в себя материальные, природные, трудовые, финансовые иинформационные ресурсы и характеризует исходноесостояние объекта, на основании которого можно реально определить перспективные цели.

А.Ф. Мартынов [5] несколько расширяет данное понятие и определяет интеллектуальный потенциал территории (страны) каксовокупную способность общества к освоению и осмыслению мира, накопленный им объем научной икультурной информации, системы производства, передачи знаний, а также соответствующая совокупностьрабочей силы, способная принимать, перерабатывать, использовать, воспроизводить и передавать информацию. Отличие данных определений, на нашвзгляд, состоит в том, что первый автор рассматриваетинтеллектуальный потенциал с точки зрения ресурсно-ориентированной экономики, второй – инновационной, основанной на знаниях, инновациях и интеллекте. Таким образом, интеллектуальный потенциал субъекта – это основа общего интеллектуального потенциала страны, региона, общества, более того, это самая ценная часть общего интеллектуального потенциала, т.к. именно потенциал субъекта формирует интеллектуальный потенциал инновационной экономики.

В условиях развития инновационной деятельности(в обществе с инновационной экономикой) должносовершенно измениться отношение к главной производительной силе общества – человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективноруководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, являетсяприоритетной региональной и федеральной проблемой. В связи с этим следует подчеркнуть, что объективнаяпотребность инновационного развития, становленияинновационной экономики требует разработки новой концепции подготовки кадров. В ее основу должныбыть положены такие принципы, как становление, развитие и самореализация творческой личности; ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов; обучение управлению социальными и психологическими аспектамипроцесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива, ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок; создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции; сотрудничество университетов с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность вобласти разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовкиспециалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: