Теоретический материал. Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидом между собой, поэтому они существуют столько

Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидом между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, поведения.

«Конфликт – это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации»(Я. Щепаньский). Конфликтология представляет собой науку, изучающую появление, развитие и разрешение конфликтов. Объектом изучения конфликтологии являются все виды конфликтов, предметом – изучение поведения личности или группы, приводящего к конфликтам. Изучением конфликтов занимались ученые с древнейших времен. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни обществ. Первые попытки рационального осмысления природы социальных конфликтов принадлежат древнегреческим философам.

Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда немецких, австрийских и американских социологов, выполненные в конце XIX-начале XX веков: Г.Зиммеля, Л.Гумпловича, К.Маркса, Д.Смолла У.Самнера и др. Наиболее известным из них является Г.Зиммель, автор функциональной теории конфликта. В середине 60-х годов XX века немецкий учены Р.Дарендорф выступил с теорией социального конфликта, плучившей впоследствии название “конфликтная модель общества”.

Рассмотрение конфликта как нормы социальных отношений было проведено в работах Л.Козера, К.Болдинга, Дж. Бернарда и других. Л.Козер предложил теорию позитивно-функционального конфликта. Попытка создания единой теории конфликтов с применением математического аппарата была предпринята и в нашей стране – В.В.Дружининым и Д.С.Конторовым. Сегодня исследования конфликтов проводятся всесторонне, с привлечением достижений ряда областей знаний: истории, математики, педагогики, правоведения, психологии, социологии, философии, военного дела.

Педагогические конфликты являются отражением противоречивости педагогического процесса. Ш.А. Амонашвилли видит основной источник педагогических конфликтов в неизбежной принудительности учебно-воспитательного процесса, поскольку его цели, содержание и методы задаются обществом и не всегда совпадают с актуальными потребностями ребенка. Педагогические конфликты имеют следующие особенности:

· Разница в статусе, возрасте, образованности ученика и учителя.

· Незрелость ученика, его тяга к протесту.

· Учитель должен следовать педагогической цели.

· Поступки учителя воспринимаются детьми как модель допустимого поведения, то есть культура разрешения конфликта имеет на только воспитательное, но и дидактическое значение.

Структура педагогического конфликта:

1. Объект конфликта – внешняя сфера, социальные условия;

2. Предмет – личностное восприятие ситуации, субъективные особенности;

3. Субъекты конфликта – учитель, ученики;

4. Инцидент – провоцирующий случай.

Формы конфликтного поведения учеников:

· Вызывающие действия и поступки Некорректное выражение несогласия

· Скрытое противостояние

· Резкая критика действий педагога.

40% учеников склонны к открытой конфронтации, 26% - к спокойному противостоянию, 25% - к скрытому противодействию, 9% - к пассивному протесту.

Инициатором конфликта может быть и учитель. Конфликтогенное поведение

учителя также отличается многообразием:

· Грубость, попрание достоинства, ярлыки, публичная компрометация

· ученика.

· Неприятие критики в свой адрес.

· Насмешки, скрытое унижение личности.

· Выделение любимчиков, пристрастное отношение.

· Прямой диктат, нарушение педагогического этикета.

· Запугивание, месть и сведение счетов.

· Лицемерие.

· Равнодушие.

Все это провоцирует агрессию детей, до 80% конфликтов происходят по вине учителя.

Профилактика конфликтности начинается с умения учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми. Педагог должен не избегать или подавлять конфликт, а управлять им. Технологии управления – это единство стратегии как принципиальной линии поведения педагога, направленной на реализацию долговременных учебно-воспитательных целей и тактики как непосредственного взаимодействия, выбора педагогической реакции.

Выделяют следующие стратегии управления педагогическими конфликтами:

1. Приспособление (используют 10% учителей);

2. Уклонение, шутка (15%);

3. Отступление (предупреждение взрыва,10%)

4. Компромисс (двухсторонние уступки,17%);

5. Сотрудничество (совместный выбор решения,11%);

6. Доминирование (37%).

Выбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае является актом педагогического творчества и зависит от комплекса обстоятельств: индивидуальных возрастных особенностей, уровня культуры, эмоционального состояния, склонности к невротическим реакциям, мотивов конфронтации, условий протекания конфликта, его длительности, общественного мнения, личностных и профессиональных возможностей

учителя, его авторитетности. Не может быть дано никаких общих указаний по разрешению конкретного конфликта. Решающим фактором в предупреждении конфликтов выступает профессионализм личности педагога, оптимизм, способность преодолеть психологическую несовместимость, ориентация на положительное, сотрудничество.

 

Реакции учителя на конфликтную ситуацию могут быть конструктивными и деструктивными.

Показатели конструктивного разрешения конфликта:

· Устранение объективных и субъективных причин конфликта.

· Взаимовыгодность решения.

· Сотрудничество, гармонизация общения на основе сближения сторон.

· Повышение эффективности предметного взаимодействия.

· Усиление положительной мотивации.

· Обогащение коммуникативного опыта культурными поведенческими эталонами.

Деструктивные акции:

· Усиление эмоционального напряжения до стресса.

· Провокация конфронтации.

· Создание иллюзии примирения, внешнее дисциплинирование.

· Расширение круга сочувствующих.

· Потеря личного авторитета педагога, разрыв связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: