Методы управления конфликтами приведены дополнительно и подробнее в приложении 5

Таблица 7.Особенности поведения в конфликте.

 

Стратегии Особенности
Избегание Не происходит удовлетворения ничьих интересов. Человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению.
Приспособление Уступчивость оппоненту, вплоть до полной капитуляции
Соперничество Стремление удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интересов партнера.
Сотрудничество Удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину.
Компромисс Стремление достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера.

 

Определить свою доминирующую стратегию психологической защиты и коммуникативную толерантность можно, используя опросники В. В. Бойко, приведенные в приложении 9.

Предметом конфликта в школе в настоящее время нередко становится этническая принадлежность участников и связанные с этим различия между группами. Конфликтное взаимодействие начинается с взаимных вербальных оскорблений, касающихся личностных качеств воспитанников, далее они переходят на межгрупповой аспект и затрагивают вопросы этнической принадлежности участников.

Основные проблемы между педагогом и учениками в поликультурном классе:

1. Предубеждения педагога – негативная оценка ученика, вызванная только его этнической принадлежности вследствие наличия у педагога негативной установки в отношении данной этногруппы. В условиях нарастания миграционных процессов и акцентирования в СМИ противоправной деятельности мигрантов вероятность наличия у педагога предубеждений достаточно высока.

2. Деформация взаимодействия вследствие различия в национальном характере педагога и ученика. Например, в разных культурах различно переживание стыда. Стыд в коллективистических культурах считается менее аморальным, чем в индивидуалистических, и его переживание часто сопровождается смехом и улыбками. Это осложнит воспитательные воздействия, вызовет раздражение педагога. Существуют различия в распространенности, причинах и формах агрессивного поведения.

3. Деформация взаимодействия возникает также из-за непонимания педагогом культурно обусловленных особенностей вербальной и невербальной коммуникации.

В коллективистических культурах большая важность придается хорошим отношениям, поэтому прежде чем начинать важный разговор нужно установить их, не жалея времени, используя вербальные преувеличения и приукрашивания. Сама информация излагается не спеша, витиевато. Культурно детерминированы также уровень громкости и быстрота речи. Время общения зависит от отношения ко времени. При монохромном использовании времени человек занимается только одним делом, что характерно для западных культур. Незападные культуры используют время полихромно, могут заниматься сразу несколькими делами.

Ученику из такой культуры будет трудно подчиняться требованиям учителя делать на уроке что-нибудь одно.

4. Иногда присутствует деформация взаимодействия из-за различия в преимущественной системе психического отражения и восприятия информации: визуальной, аудиальной или кинестетической.

Вывод: необходима высокая эмоциональная чувствительность и спонтанность педагога, способность подстраиваться под специфику коммуникации учащихся. Безупречно принимается точка зрения Ю.Е.Прохорова (1996, с 106-115) о том, что необходимо исходить из принципа учета субъектом коммуникации определенных моделей, образцов, систем ценностей новой для него культуры и адекватного пользования ими, но не из обязательности их присвоения. Не нужно стремиться к тому, чтобы они заняли место тех образцов, которые характерны для его родной культуры. Не нужно оценивать те или иные

особенности общения и поведения представителей других культур как «неправильные», а предлагать им принятые в этой культуре образцы общения и поведения так, чтобы ими можно было легко пользоваться в данной культуре, так чтобы они стали хотя бы внешними регуляторами их поведения, не говоря уже о том, чтобы они стали «своими». Коммуникативная компетентность педагога проявляется в использовании противоречий и конфликтных ситуаций для совершенствования личностного развития ребенка, в сознательном отказе от насилия над ним в случае непослушания, несогласия. Главное – умение принимать конструктивные решения в кризисные моменты общения, творчески использовать многообразие педагогических технологий. В основе навыков общения лежат гуманистические принципы – уважение к личности ребенка, признание прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху» в пользу позиции «вместе». Современная школа ждет учителя, сочетающего в себе дидактическое мастерство с мастерством педагогического такта, знание предмета с коммуникативной компетентностью.

Задание для самостоятельной работы студентов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: