Муниципальная власть. Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий

В настоящее время понятие местного самоуправления принято раскрывать в следующих аспектах:

1. Местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).

2. Местное самоуправление - это деятельность граждан по
самостоятельному разрешению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ).

3. Местное самоуправление - форма народовластия, то есть способ осуществления народом принадлежащей ему власти (части 1-2 статьи 3 Конституции РФ, часть 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЭ).

4. Местное самоуправление - одна из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением.

5. Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали),
определяет систему управления (деление властей по вертикали) (статьи 3,12, часть 1 статьи 16 Конституции РФ).

 

Местное самоуправление - это не просто форма самоорганизации населения для решения вопросов местного значения, это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Она именуется муниципальной властью.

Муниципальная власть - это публичная власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:

• Территориальной ограниченностью;

• Более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями;

• Системой принуждения в местном самоуправлении;

• Законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства;

• Подконтрольностью государству реализации передаваемых местной власти государственных полномочий;

• Преобладанием в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.

Исключение ОМСУ из системы государственной власти следует трактовать не как потерю ими государственно властной природы, а как установление своеобразного разделения публичной власти по «вертикали».

1. Принцип организационного обособления местного самоуправления в системе управления государством

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Законодательством предусматривается:

· самостоятельное определение населением структуры (системы) органов местного самоуправления;

· запрет на решение вопросов местного значения органами государственной власти;

· участие органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления лишь в случаях, установленных федеральным законом.

 

Законодательством различаются должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления, государственная и муниципальная служба.

2. Принцип экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления

В соответствии со статьей 8 Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления помимо управления муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Наличие местного бюджета означает, что решение о том, как расходовать средства, принадлежащие муниципальным образованиям, принимаются, органами местного самоуправления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: