В настоящее время понятие местного самоуправления принято раскрывать в следующих аспектах:
1. Местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).
2. Местное самоуправление - это деятельность граждан по
самостоятельному разрешению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ).
3. Местное самоуправление - форма народовластия, то есть способ осуществления народом принадлежащей ему власти (части 1-2 статьи 3 Конституции РФ, часть 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЭ).
4. Местное самоуправление - одна из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением.
5. Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали),
определяет систему управления (деление властей по вертикали) (статьи 3,12, часть 1 статьи 16 Конституции РФ).
Местное самоуправление - это не просто форма самоорганизации населения для решения вопросов местного значения, это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Она именуется муниципальной властью.
Муниципальная власть - это публичная власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:
• Территориальной ограниченностью;
• Более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями;
• Системой принуждения в местном самоуправлении;
• Законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства;
• Подконтрольностью государству реализации передаваемых местной власти государственных полномочий;
• Преобладанием в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.
Исключение ОМСУ из системы государственной власти следует трактовать не как потерю ими государственно властной природы, а как установление своеобразного разделения публичной власти по «вертикали».
1. Принцип организационного обособления местного самоуправления в системе управления государством
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Законодательством предусматривается:
· самостоятельное определение населением структуры (системы) органов местного самоуправления;
· запрет на решение вопросов местного значения органами государственной власти;
· участие органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления лишь в случаях, установленных федеральным законом.
Законодательством различаются должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления, государственная и муниципальная служба.
2. Принцип экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления
В соответствии со статьей 8 Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления помимо управления муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Наличие местного бюджета означает, что решение о том, как расходовать средства, принадлежащие муниципальным образованиям, принимаются, органами местного самоуправления.