Иностранные корпоративные системы инвестирования

 

Создание акционерных обществ это традиционный путь привлечения капитала корпорациями Великобритании и США. Преимущество акционерного финансирования, размер рынка ценных бумаг и развитие системы акционерного (корпоративного) управления соответствующим образом связанны между собой. В США сформирован большой рынок акций, а также сформирована наиболее развитая система голосования по поручению, наблюдается небывалая активность институциональных инвесторов. Последние играют важную роль на рынке капитала и в корпоративном управлении Великобритании.

Увеличение числа институциональных инвесторов привело к наращиванию их влияния и ведению изменений в законодательство, которые вызывали активизацию участников корпоративных отношений.

Японская модель.

Характеризуется большим процентом, афилированных банков в составе акционеров; банки и предприятия имеют хорошие отношения; законодательство, общественное мнение и промышленные структуры поддерживают кейрецу (группы компаний, объединенных совместными владениями и управлениями), процент неафилированных акционеров сравнительно низкий, это связано с существующими для них трудностями при голосовании.

В Японии при безусловной важности акционерного финансирования корпораций характерный состав собственников мешает влиянию акционеров на действие корпорации. В отличие от англо-американской модели, независимые(неафилированные) акционеры не в состоянии влиять на дела корпорации. Вследствие чего, действительно независимых директоров мало.

Изучение японского опыта управления является первоочерёдным заданием для понимания этой проблемы, потому что высокие показатели эффективности работы японских работников, в основном, связаны с созданием на фирмах постоянных творческих коллективов. Ориентация на группу, коллектив, издавна является традиционной ценностью в японском обществе. Авторы концепции «японского типа управления» рассматривали корпорацию как логическое продолжение идеальной конфуцианской семьи, которая следует пяти принципам (уважение к родителям, верность, покорность, доброта, верность своему хозяину), или видели в корпорации развитие отношений сельской общины с элементами сельского труда: работать долгий рабочий день за небольшую плату. Среди важных методов управления в японской корпоративной системе первоочередное значение отводится использованию «человеческих возможностей». В связи с этим, наибольшее распространение получили такие формы управления как:

- система пожизненного найма;

- продвижение по службе на основании стажа;

- увеличение заработной платы на основании стажа;

- внутрифирменные рынки рабочей силы;

- тесная связь материального состояния работника с совместными результатами деятельности фирмы.

К важнейшим способам влияния на работника-акционера относится система «человеческих отношений». «Человеческие отношения» в Японии отражаются в возможности жить в фирменном дом, платить льготную квартплату, пользоваться медицинским обслуживанием, принимать участие в спортивных, экскурсиях. Сфера «человеческих отношений» включает и такие четко традиционные формы проявления заинтересованности к жизни рабочих и служащих, как визиты руководителей к своим подчинённым, организация их семейной жизни, подарки и поздравления к праздникам.

Государственная экономическая политика также играет важную роль в корпоративном управлении. Перед Второй мировой войной, во время и послевоенный период японское правительство проводит экономическую политику, направленную на помощь японским корпорациям. Эта политика предусматривала официальное и неофициальное представительство правительства в совете корпорации.

Японские корпорации имеют крепкие финансовые связи с системой афилированных компаний. Эта система характеризуется совместным ссудным капиталом, торговлей товарами и услугами и деловыми информационными контактами.

Основными участниками японской модели являются четыре участника: ключевой банк и афилированная компания или кейрецу (главнейшие акционеры компании), менеджеры и правительство.

Немецкая модель.

Имеет некоторые уникальные особенности, которые отличают её от других моделей:

- Двухпалатное правление. Оно состоит из исполнительного (чиновники корпорации) и наблюдательного (работники, служащие компании, акционеры) советов;

- Узаконено ограничение прав акционеров в части голосования, потому что устав предприятия ограничивает количество голосов, которое акционер имеет на общих собраниях, (количество голосов может не совпадать с количеством акций, которыми он владеет).

Большинство немецких корпораций отдаёт предпочтение банковскому финансированию, нежели акционерам, поэтому капитализация фондового рынка невелика по сравнению с мощностью немецкой экономики. Процент индивидуальных акционеров низкий, что отражает общий консерватизм инвестиционной политики страны. Структура корпоративного управления направлена в сторону контактов между кучевыми участниками: банками и корпорациями. Система в какой-то мере противоречива относительно мелких акционеров; с одной стороны, она позволяет им вносить предложения, но в то же время позволяет компании ограничивать права акционеров при голосовании.

Рассматривая зарубежные корпоративные системы, важно обратить внимание на практику создания систем управления акционерными обществами в странах Восточной Европы, Балтии и России.

В каждой из стран Восточной Европы и Балтии существуют особенности эмиссии ценных бумаг, которые не свойственны Украине. Проявляется тенденция к расширению прав трудового коллектива предприятия. В Венгрии часть уставного фонда в размере 10% бесплатно распространяется среди работников предприятия. В Литве привилегированные акции могут составлять 1/3 уставного фонда (в Украине –10 %) и распространяются среди работников предприятия по низким ценам. В России проводится эмиссия неподдельных акций, которые остаются в распоряжении совета акционеров. Интересный пример Румынии, где проект эмиссии публикуется в наиболее популярных (по тиражу) газетах региона по месту расположения главного офиса, в тоже время на Украине публикуется в одной газете – Центральной, независимо от юридического адреса предприятия, и в одной – местной.

Существуют специфические особенности и при формировании органов управления акционерным обществом. В Чехии наблюдательный совет формируется только в компаниях, где работает более 50 работников; в Литве – более 50 работников и 200 акционеров. В Румынии орган оперативного управления – комитет руководителей может переизбираться с периодичностью один раз в неделю. В Украине наблюдательный совет (ст. 46 Закон України “Про господатські товариства”) может создаваться в либо – каком акционерном обществе. Закон не даёт никаких указаний по данному вопросу.

Для анализа основ корпоративного управления важным является определения кворума на общих сборах акционеров. Так, в Чехии Кворум определяется более чем 30% голосов, Литве, России, Румынии – более 50%, в то время как в Украине – более чем 60%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: