Манипулирование резервами

Мы уже отмечали, что коммерческие банки должны хранить в центральном банке обязательные

резервы. Манипулируя нормой резерва, центральный банк может расширять или сковывать кредитные

операции коммерческих банков и тем самым воздействовать на объем денежной массы в стране.

Центральный банк России, увеличивая в целом нормы резервирования, использует их для

стимулирования долгосрочных инвестиций, поскольку для последних установлены минимальные

ставки резервов.

Нормативы обязательных резервов не превышают 20% общих обязательств коммерческого банка.

Центральный банк осуществляет текущий контроль за финансовыми операциями коммерческих

банков, особо выделяя при этом рискованные; проводит ревизию банковских операций.

«Денежное правило» Фридмена

Последователи Дж.Кейнса учат искусству регулирования прежде всего при помощи процентной

ставки, поскольку именно она, изменяя цены на кредиты, может увеличить или уменьшить инвестиции

и, стало быть, влиять на деловую активность. Но подобная практика ориентирована на

кратковременный эффект.

Не исключая процентного регулирования, неоклассики считают своей главной мишенью

непосредственное воздействие на денежную массу. Согласно гипотезе о нейтральности денег

заданный рост денежной массы определяет, при прочих равных условиях, пропорциональный рост цен.

Вот как выглядят монетаристские рекомендации центральному банку:

 

1. Политика центрального банка должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу.

Поскольку дефицитное финансирование расшатывает финансовую систему, стратегическим

направлением следует сделать сокращение государственного участия в распределении и потреблении

национального дохода.

 

2. Согласно денежному правилу М. Фридмена, увеличение денежной массы надо проводить

систематически, но постепенно и независимо от конъюнктурных колебаний. Путеводителем в процессе

роста М должен стать рост ВНП.

 

3. Центральный банк обязан взять на себя заботу о поддержании стабильного роста денежной массы,

не допускать ее сезонных и прочих колебаний.

 

4. Центральный банк (ФРС в США) надо лишить возможности регулирования нормы обязательных

резервов коммерческих банков. Вместе с тем следует ввести 100%-ное покрытие кредитного ресурса

депозитной наличностью или вкладами в Центробанк. Тем самым достигается, по мысли М. Фридмена,

устойчивое обеспечение банкнот и чеков, а также сужение мультипликативных возможностей

коммерческих банков в создании денег и перекрываются каналы дополнительной стихийной эмиссии

денег. Денежное правило–своего рода обруч, стягивающий управление спросом на деньги и

сдерживающий использование печатного станка для покрытия государственных расходов*.

Денежное правило получает практическое применение в Великобритании, других европейских

странах, в США переход к жесткому ограничению эмиссии составлялся лишь в конце 70-х гг. и был

простимулирован внутренними трудностями и требованиями Международного валютного фонда.

 

Практика выдвинула две проблемы при введении денежного правила. На какой показатель

денежной массы следует ориентироваться? На М1 или М2?

В условиях широкого распространения кредитных субститутов (векселей, сертификатов и т.д.) они превращены в почти-деньги, обращаются наряду с наличными и чеками. В большинстве случаев за основу контроля был взят показатель М2.

 

Каким должен стать разрешаемый прирост денежной массы? Кроме ориентации на устойчивый

прирост ВВП (например, 3% годовых в США), монетаристы предлагают учитывать долговременную

легкую тенденцию к замедлению скорости обращения денег – этот фактор можно оценить для США в

1% дополнительного увеличения денежной массы в год. В итоге следует ориентироваться на 4%.

Поскольку наложение обруча являлось делом непривычным, да и непопулярным, в банковскую

практику стали вводить ≪пределы отклонений≫, или ежеквартальные лимиты увеличения денежной

массы. В Великобритании при правительстве М. Тэтчер вилка отклонений от принятого прироста

годовой денежной массы первоначально составляла 9–13, затем 7–11%.

Проводить жесткую антиинфляционную политику в условиях России трудно. Тем не менее

Центральный банк РФ призван осуществлять этот непопулярный курс. Но вместе с подавлением

инфляции на передний план выходят новые финансовые загадки Как увеличить приток сбережений в

банки и разморозить валютную куколку? Как удешевить государственную задолженность?

* * *

Денежно-кредитная политика в значительной части может быть отнесена к регулированию,

основанному на позитивной теоретической базе. В то же время дискреционные политические действия

часто проводятся с помощью монетарного инструментария. Сторонник дискреционной политики и

автор книги Макроэкономическая политика уже упоминавшийся нами Р. Барро предложил

монетарную модель из трех составляющих: соблюдения правил, свободы действий и престижа (Rules,

Discretion and Reputation). И здесь вполне вероятны противоречия. Например, в монетарной политике

существует правило, ограничивающее увеличение денежной массы приростом ВВП. Дискреционное

посредничество может в поисках благоразумной свободы действий привести к инфляции.

По мнению некоторых экспертов, механизм денежно-кредитного регулирования в нашей стране не

эффективен. В немалой степени это объясняется множественностью центров принятия экономических

решений (Министерство финансов, Центробанк, правительство, администрация президента), а также

тем, что монетаризм отыграл свою роль в России. Необходимо переориентироваться на политику

стимулирования экономического роста, т.е. замкнуть финансирование на реальный сектор, перекрыть

каналы утечки капиталов. Экономисты-государственники предлагают отказаться от надежд на

рыночную стихию. Стратегические задачи можно решать лишь посредством ≪возвращения государства

в экономику. Поистине воспоминания реконструируют прошлое, особенно если они овеяны

молодостью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: