Структура, виды и сегментация рынков

Структуру рынка можно дифференцировать по ряду признаков.

1. По географическому признаку:

а) местный рынок;

б) региональный рынок;

в) межрегиональный рынок;

г) национальный (внутренний) рынок;

д) международный (мировой) рынок.

2. С учетом соблюдения законности:

а) легальный или официальный рынок;

б) нелегальный или теневой рынок.

3. По характеру конкуренции:

а) классический (свободный) на основе совершенной конкуренции;

б) современный на основе несовершенной конкуренции (монополистический, олигополистический или чисто монополистический).

4. По характеру продаж:

а) оптовый рынок;

б) розничный;

в) кооперативная торговля;

г) государственные закупки (сельхозпродукции, вооружений и т.д.).

5. По степени насыщения товарами:

а) равновесный (спрос равен предложению);

б) дефицитный рынок (спрос больше предложения);

в) избыточный рынок (спрос меньше предложения).

6) По характеру субъектов рыночных отношений различают рынки:

а) рынок покупателей;

б) рынок продавцов;

в) рынок посредников;

г) государственных учреждений.

7) По характеру объектов рыночных отношений:

а) рынок потребительских товаров и услуг;

б) рынок средств производства4

в) рынок земли;

г) рынок недвижимости (жильё, здания, сооружения);

д) рынок рабочей силы;

е) рынок технологий;

ж) валютный рынок;

з) фондовый рынок (рынок ценных бумаг);

и) рынок информации;

к) рынок страхования;

л) рынок инноваций и т.д.

Каждый из этих видов рынков является комплексным, то есть имеет свою внутреннюю структуру. Например, рынок потребительских товаров и услуг можно разделить на рынки: продовольственных товаров, непродовольственных товаров, рынки услуг - бытовых, транспортных и т.д.

Для нормального функционирования рынка необходима соответствующая инфраструктура, то есть система предприятий, учреждений, организаций обеспечивающих движение товаров. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются: товарные биржи, аукционы, ярмарки, предприятия оптовой и розничной торговли, финансовые и валютные биржи, банки, центры занятости ит.д.

Сегментация рынков представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Всех покупателей можно разделить на отдельные однородные группы по следующим признакам.

1. Демографическому (половозрастному) признаку. Ему соответствуют рынки мужских, женских, детских, молодёжных и др. товаров.

2. Социально-демографическому признаку. Ему соответствуют рынки элитарных, спортивных товаров, товаров для студентов, для учителей, врачей и т.д.

3. Географическому признаку (рынок товаров для жителей севера, юга.).

4. Психологическому признаку (рынок для коллекционеров, любителей музыки, поэзии и т.д.).

5. Поведенческому признаку (постоянные клиенты, случайные, ищущие выгоду при покупке).

6. Национальному признаку (рынки товаров для представителей разных национальностей).

7. Признаку,отражающему уровень дохода (состоятельные покупатели, средний класс, бедные слои населения).

 

3. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.

Спрос - это платежеспособная потребность, то есть желание и способность покупателя приобрести данный товар. Величина спроса - это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести в данный момент по данной цене. Закон спроса выражает функциональную зависимость спроса от цены QD=f(p). Чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

 

Отрицательный угол наклона кривой D отражает обратную зависимость между спросом Q и ценой Р.

Различают понятия.

1. Изменение величины спроса - это движение по кривой спроса. Движение по кривой D в ту или иную сторону означает изменение в количестве спрашиваемого товара при изменении цены (при прочих равных условиях).

2. Изменение спроса. На спрос влияют так же и неценовые факторы. Их называют детерминантами спроса. К ним относятся:

а) доходы потребителей, определяющие величину потребительского бюджета;

б) вкусы и предпочтения покупателей (мода, национальные традиции);

в) общее количество покупателей или объем рынка;

г) ожидания покупателей, включая и инфляционные;

д) цены на взаимозаменяемы товары (субституты);

е) цены на взаимодополняющие товары (комплементы).

Под влиянием этих факторов кривая спроса может смещаться вправо, или влево.

Эластичность спроса - это реакция потребителя на изменение цены товара. Данная зависимость выражается через относительные величины, то есть отношение процентных изменений спроса к процентному изменению цены.

Обозначается:

Различают следующие типы эластичности спроса:

1) единичная эластичность - =1.

 

 

2) эластичный спрос - >1 спрос изменяется быстрее, чем изменяется цена.

 

3) неэластичный спрос - <1.

 

 

 

4) совершенно неэластичный спрос - =0. Цена растет, а спрос остается неизменным.

 

5) бесконечно эластичный спрос - = . Цена постоянная, а спрос растет.

 

 

Эластичность по доходу - это отношение процентного изменения величины спроса на товары и услуги к процентному изменению доходов потребителя:

При определении коэффициента эластичности по доходу товары делятся на две группы:

1) нормальные (качественные) товары, на которые спрос растет при росте доходов >1.

2) товары низкого качества, на которые спрос снижается при росте доходов <1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: