Восстановление культурных связей с Византией, балканскими странами.
Борьба за национальное освобождение. Тенденция к объединению Руси. Своеобразие социальных условий развития общерусской культуры. Подъем русской культуры после Куликовской битвы. Развитие Москвы как общерусского культурного центра. Сохранение местных традиций в культуре. Роль монастырей в развитии культуры на Руси. Деятельность Сергия Радонежского.
Феномен «русского Возрождения».
Памятники древнерусской литературы второй половины XIII – XV вв. Зарождение первых научных знаний
Возникновение первых научных знаний. Зарождение исторических знаний («Хронограф»). Представления об окружающем мире.
Развитие литературы. Книжное дело на Руси. Ведущая тематика литературных произведений. Произведения «куликовского цикла» («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»). Летописание в Москве, Твери, Новгороде. Жанр «житий» (Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Ефросин). Описание путешествий («Хождение за три моря»). Развитие устного народного творчества. Поэтические и исторические песни.
|
|
Русское средневековое зодчество в XIV – XV вв.
Новые приемы и техника зодчества. Синтез архитектурных традиций. Использование новых материалов для строительства.
Становление новых архитектурных школ.
Архитектура Новгорода и Пскова. Своеобразие условий развития новгородской художественной культуры. Эволюция храмового строительства. Новые конструктивные и декоративные приёмы. Демократические черты. Церковь Успения наВолотовом поле. Церковь Фёдора Стратилатана Ручью. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Гражданское зодчество.
Московское зодчество. Усиление Московского княжества и строительство в Москве. Зодчество времени Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Белокаменные соборы и стены Московского Кремля. Связь с традициями владимиро-суздальского зодчества. Строительство на рубеже XIV-XV вв. Собор Успения «на Городке» в Звенигороде. Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря.
Расцвет древнерусской иконописи в XIV – XV вв.
Расцвет древнерусской живописи.
Развитие традиций монументальной живописи и иконописи в Новгороде. Творчество Феофана Грека. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине. Фрески церкви Фёдора Стратилата и Успения на Волотове. Новгородская школа иконописания, её своеобразие. Воплощение народных представлений, исторических событий («Молящиеся новгородцы», «Битва новгородцев с суздальцами», «Положение во гроб»).
|
|
Московская живопись. Творчество византийских и русских мастеров. Различия в творческих приёмах. Иконы «Спас Ярое Око», «Борис и Глеб». Деятельность Феофана Грека. Упоминание в письменных источниках о работах в Благовещенском соборе Кремля. Иконы «Богоматерь Донская» и «Преображение» (круга Феофана Грека). Творчество Андрея Рублёва. Миниатюры Евангелия Хитрово. Иконы «Звенигородского чина». Иконы Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Кремля. Фрески и иконы Успенского собора во Владимире. Композиция «Страшный суд». Икона «Троица». Значение творчества Андрея Рублёва для развития русского искусства и формирования национальной культуры.
Прикладное искусство.