double arrow

Организация Единой государственной

1

системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый (рис. 1).

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Феде­рации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих терри­торий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территори­альных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с уче­том особенностей своих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными орга­нами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и террито­рий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органа­ми исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:

• служба медицины катастроф (Минздрав России);

• служба охраны общественного порядка (МВД России);

• противопожарная служба (МВД России);

• служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхоз­прод России);

• государственная спасательная служба (МЧС России);

• служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

• служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

• служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

• противопаводковая служба (Минприроды России);

• служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

• служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

• транспортная служба (Минтранс России);

• служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной раститель­ности (Рослесхоз);

• служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, ме­стном и объектовом уровнях.

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для ре­шения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.

Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Ми­нистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Все уровни управления РСЧС имеют:

• постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и террито­рий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС);

• органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

• силы и средства;

• резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и ин –

формационного обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

• на федеральном уровне - МЧС России;

• на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Россий­ской Федерации, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• на местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в го­роде), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создавае­мые в составе или при органах местного самоуправления;

• на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих орга­нов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по во­просам защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, об­работки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

• оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъек­тов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

• дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения феде­ральных

органов исполнительной власти, организаций.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами свя­зи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в со­стоянии постоянной готовности к использованию.

Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержа­нию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению воз­ложенных задач и практическому их выполнению в повседневной деятельности, при угрозе возникновения и при возникновении ЧС.

В целях координации деятельности территориальных и функциональных под­систем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным си­туациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

• на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

• на территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации;

• на местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;

• на объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС, создаваемая в за­висимости от объема решаемых задач.

Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.

Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на тер­ритории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятель­ности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, орга­низации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные цен­тры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед­ствий стихийных бедствий МЧС России (далее - региональные центры).

В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Рос­сийской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.

1.4. Режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя ор­гана исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории ус­танавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

• режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологи­ческой), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутст­вии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров;

• режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-про­мышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

• режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвида­ции ЧС природного и техногенного характера. В зависимости от режима функционирования РСЧС проводит следующие мероприятия.

В режиме повседневной деятельности осуществляются:

• наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстанов­кой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

• планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;

• создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;

• совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

• создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ре­сурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

• осуществление целевых видов страхования;

• участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к веде­нию ГО.

В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.

В режиме повышенной готовности осуществляются:

• формирование при необходимости оперативных групп для выявления при­чин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выра­ботка предложений по ее нормализации;

• усиление дежурно-диспетчерских служб;

• усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природ­ного и техногенного характера и их масштабов;

• принятие мер по защите населения и окружающей природной среды,по обес­печению устойчивости функционирования промышленных объектовв ЧС;

• приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их дей­ствий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунк­тов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходи­мости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются:

• выдвижение оперативных групп в район ЧС;

• разведка зоны ЧС;

• уточнение решения по ликвидации ЧС;

• организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

• организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей

экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, про­ведению других неотложных мероприятий;

• непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

В режиме чрезвычайной ситуации управление РСЧС осуществляется: из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.

1.5. Задачи и состав сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основными задачами сил и средств РСЧС являются:

осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за со­стоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевре­менное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до ор­ганов управления РСЧС;

• ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС;

• проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы;

• проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, постра­давшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание пер­вой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие дру­гих неотложных мер в области защиты населения и территорий в ЧС;

• восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

• поддержание формирований в постоянной готовности к действиямв ЧС, обу­чение и повышение профессиональной квалификации личного состава;

• разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

• службы (учреждения) и организации (федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружаю­щей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объ­ектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоро­вье населения;

• формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;

• ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

• службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

геофизическая служба Российской академии наук;

• служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федераль­ной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

• подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

• космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Фе­дерации;

• учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварий­но-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварий­но-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

• формирования и учреждения ВСМК;

• формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсель­хозпрода России;

• военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологи­ческие процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды;

• формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объ­ектового уровней;

• специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

• аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

• службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов граждан­ской авиации Федеральной авиационной службы России;

• восстановительные и пожарные поезда МПС России;

• аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы мор­ского флота России, Федеральной службы речного флота России, других фе­деральных органов исполнительной власти.

Аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспече­ния работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: