Идентификация профессии журналиста

 

Понятие «профессия» означает род трудовой деятельности людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Журналистская профессия многолика, подразделяется на специальности (газетчики, радио- и тележурналисты, работники мультимедийных редакций) и специализации (например, по жанровому или тематическому принципу). Профессия реализуется во времени и пространстве и в каждой новой эпохе наполняется новым содержанием. В разное время в журналистику входили и тот, кто владел словом, и тот, кто обладал новостью, и тот, кто имел возможность новости распространять.

В ХIХ в. сложились две концепции о назначении журналиста.

Первая. Журналист – политический борец, публицист, призванный освещать проблемы действительности, отстаивать свою точку зрения, не испытывая страха.

Вторая. Журналист – предприниматель, рассматривающий газету как источник дохода.

Чуть позже на социальной арене появился особый тип журналиста, готовый любой ценой добиваться личного успеха, признания, власти, денег. (папарацци – назойливый, беспринципный фоторепортер, специализирующийся на съемках знаменитостей. Термин введен Федерико Феллини в фильме «Сладкая жизнь»).

В американском журнализме главной функцией газеты признается распространение информации. Ведущее место занимает не газета «взглядов и мнений», а газета «новостей». Здесь на первом плане не партийный публицист, а беспристрастным репортером. Его профессионализм уже зависит от умения чувствовать сенсацию, находить горячие новости и быстро доставлять их в редакцию.

Начало ХХ в. стало временем усложнения журналистской профессии. Появление телефона вызвало к жизни пресс-стенографирование и «рирайтинг», т.е. редакционную подготовку к печати материалов, полученных от корреспондентов. Повысился престиж фоторепортера. Развитие радиовещания породило «разговорную газету», телевещание добавило новые краски в профессию.

На заре советской журналистики в 20-е гг. ХХ в. к достоинствам профессии относилось пролетарское происхождение. В России до отмены цензуры, т. е. 1991 г., ценилась идеологическая подкованность и политическая грамотность.

В настоящее время российская журналистика меняется в свете новых технологических реалий. СМИ перестали быть просто газетами, телеканалами, радиостанциями, интернет-порталами, а стали конвергентными (мультимедийными, интегрированными) редакциями, в которых труд журналистов предполагает умение работать сразу для нескольких технологических платформ (видео, аудио, фото, тексты).

Термин «конвергентная журналистика» появился недавно, под ним понимают, во-первых, распространение одного продукта по разным каналам разными средствами (онлайн, газета, радио, веб-телевидение), во-вторых, взаимопроникновение технологий, стирание границ между СМИ.

Конвергенция СМИ происходит разными путями. В основе может находиться газетная модель. Информация из газеты при публикации на интернет-площадке расширяется средствами радио, видео, интерактивной инфографики. Текст, как правило, производится силами одного журналиста. Например, журналист ИД «Коммерсант» готовит для ежедневной газеты репортаж о крушении теплохода «Булгария», параллельно передает сообщение на радио «Коммерсант-FM», после чего пишет развернутый аналитический материал для еженедельника «Коммерсант-Власть».

Первичным может являться сайт, материалы которого потом используются печатной версией. О таком подходе объявила газета «Известия», которая с 2011 выходит в новом формате. Новизна заключается в том, что изначально журналисты готовят публикации для Интернета, а из материалов, опубликованных в Сети, впоследствии формируется бумажный номер газеты.

В наше время работа журналиста во многом регламентируется техническими устройствами. Так, некоторые издания распространяются не только через сайт, но и с помощью приложений для iPhone и iPad. Конечно, техническую сторону издания и вещания обслуживают технические специалисты. Но все остальное делают журналисты мультимедийных редакций: верстка полос, запись видеорепортажей, простой видеомонтаж. В изданиях все чаще требуются представители гибридных специальностей. Это могут быть контент-менеджеры, продюсеры интернет-проектов, инфодизайнеры. Вот какой список новых профессий, по оценкам одной зарубежной организации, в ближайшее время появится в редакциях:

- оптимизатор заголовков – занимается подстройкой заголовков под поисковые системы,

- редактор социальных медиа – занимается сбором информации в социальных медиа и проверкой фактов,

- исследователь текстов – ответственен за изучение поведения пользователей в социальных сетях и подготовке рекомендаций по тематике и формату материалов,

- редактор инфографики – занимается поиском и приведением к читабельной форме статистических данных,

- журналист-популяризатор – отвечает на вопросы пользователей,

- специалист по вирусному маркетингу – следит за тем, чтобы «незначительные» новости не появлялись на страницах издания, готовит материалы для распространения в соцсетях и блогах,

- специалист по слайд-шоу – отвечает за визуальный ряд,

- специалист по блогосфере – поддерживает акции, рассчитанные на вовлечение большого числа пользователей (ср. проект Ведомостей «Охота на мигалки»).

В таких условиях работа журналиста становится автоматизированной, во главу угла ставятся технические средства. Интернет вводит новые критерии оценки труда журналиста, не всегда достоверные по существу. Ср.: количество просмотров, комментариев и лайков в соцсети не является показателем качества. Фактически возникает новое информационное пространство, новая система измерений, которая имеет другие законы.

Пока не существует четкого понимания того, что должен уметь журналист конвергентого издания. Одним из результатов переосмысления журналистской профессии стало возрождение концепции универсального журналиста.

Сам термин «универсальный журналист» получил популярность после выхода одноименной книги английского автора Дэвид Рэндалла, где универсальный журналист способен ко всему – делать репортажи, уметь информировать, развлекать, редактировать, макетировать, создавать и продавать газеты.

Информационные технологии внесли свое в понимание прежнего понятия. Сегодня универсальный журналист – это журналист цифровой эпохи, где на первый план вышел процесс конвергенции, основанный на однократном производстве содержания и многократном его тиражировании на разных информационных платформах. Помимо этого, он должен владеть базовыми технологиями, применяемыми в мультимедийной редакции: обладать навыками верстки, цифровой фотографии, видео- и звукового монтажа, работы с компьютерными данными, поиска и проверки информации посредством современных сетей.

Следует сказать, что универсальный мультимедийный журналист не является типичным сотрудником отечественных редакций. Пока это желаемая модель, обкатка которой в качестве эксперимента проводится в ряде российских СМИ. Однако главные функции журналиста – формирование повестки дня и интерпретация происходящих событий – сохраняют свою значимость. К константам профессии надо отнести морально-этические принципы журналиста, профессиональное мастерство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: