Университеты и другие высшие школы в России в 1902—1906 гг

— У. и другие высшие школы в России в 1902-1906 гг. испытывали ряд потрясений. В связи с общим ходом внутренней политики академическая жизнь то прекращается, то возобновляется. В первом полугодии 1902 г. почти во всех высших школах произошли "беспорядки", учащимися была объявлена общестуденческая забастовка; в своих резолюциях студенты, настаивая на автономии университетов, выставляли и общеполитические требования о коренном преобразовании государственного строя. Университеты оставались закрытыми до осени; сотни учащихся были уволены. В том же году, в министерство Зенгера, была созвана так называемая "лукьяновская" комиссия (под председательством товарища министра народного просвещения Лукьянова) из представителей высших учебных заведений (по выбору и по назначению), для обсуждения ответов на вопросы по изменению унив. устава, разосланные по университетам в министерство Ванновского. В большей части ответов указывалось на необходимость выработать и ввести в жизнь новый устав, построенный на началах самоуправления и свободы преподавания. Практических последствий комиссия не имела. 1903 г. и начало 1904-го в академической жизни прошли более или менее спокойно, хотя с началом Русско-Японской войны в университетах начались частичные волнения, устраивались сходки, на которых то проявлялись вспышки патриотизма, то (чаще) протесты против войны. В конце года, в связи с начавшимся повсюду общественным движением, волнения в академической жизни значительно усилились. Во многих городах (например, в Петербурге, Москве, Варшаве) преимущественно учащимися стали устраиваться уличные демонстрации. Московский университет в постановлении совета (14 декабря 1904 г.) заявил, что причина студенческих волнений — в общем недовольстве, которое коренится в отсутствии твердого и прочного правопорядка. Еще полнее и определеннее эта мысль была развита в известной "Записке о нуждах просвещения" 342 деятелей ученых и высших учебных заведений ("Право", 1905, январь, № 3). В ней говорилось, что высшие школы выйдут из теперешнего крайнего расстройства только тогда, когда произойдет "полное и коренное преобразование существующего порядка" (государственного) и университетам будет предоставлена автономия. После события 9 января 1905 г. на сходках (в конце января и начале февраля) во всех высших учебных заведениях было постановлено прекратить учебные занятия до сентября месяца и требовать коренных реформ в государственном строе. Университеты один за другим были временно закрыты. Вопрос о мерах, которые могли бы способствовать прекращению забастовки, обсуждался в особом совещании комитета министров (под председательством С. Ю. Витте). О том же совещались и начальники высших учебных заведений г. С.-Петербурга. В советах высших школ обнаружились два течения: выразителем одного был петербургский У., выразителем другого — московский. Первый высказался за закрытие У. до 1 сентября, второй — за возможность вскоре открыть У., но лишь при условии немедленного введения автономии. Одержало верх первое течение: большинство советов присоединилось к нему. Профессора считали "совершенно недопустимыми те последствия, которые при данных условиях будет иметь возобновление занятий"; они опасались массовых репрессий по отношению к учащимся. 7 марта частное совещание министров решило возобновление занятий отложить до 1 сентября. Особым совещанием министров и председателей департаментов государственного совета выработаны были следующие главнейшие меры по отношению к У.: 1) оставить всех студентов на тех же курсах на следующий год; 2) если осенью занятия не возобновятся, У. закрыть, с увольнением всего наличного состава студентов и профессоров. В конце марта состоялся в С.-Петербурге первый съезд профессоров (без разрешения правительства). На этом съезде было признано, что "только народное представительство будет иметь должный авторитет для коренного переустройства высших учебных заведений" и что "необходимо ныне же предоставить советам надлежащие уполномочия для самостоятельного управления учебными заведениями, с выборным ректором (или директором) во главе". Мартовский съезд профессоров положил основание "академическому союзу". Министерство народного просвещения в течение нескольких месяцев не предпринимало никаких мер к упорядочению дел в У. В августе был созван в Москве 2-й делегатский съезд профессоров, на котором присутствовали представители 40 высших учебных заведений. Съезд пришел к заключению, что "высшие учебные заведения, несмотря на все еще длящиеся тяжелые условии, должны начать свои учебные занятия". Из правительственного сообщения от 27 августа стало известно, что еще в июне месяце была образована особая комиссия, а 7 авг. — особое совещание из главных начальников ведомств, в которых были высшие учебные заведения. Здесь были выработаны "Временные правила" (утвержд. 27 августа), которыми устанавливались: 1) выборное начало по отношению к должностным лицам высших учебных заведений и 2) самостоятельное управление внутренней академической жизнью. Автономия многими была принята с восторгом. У. — говорил в своей речи проф. С. И. Трубецкой, — "одержал великую нравственную победу. Мы получили разом то, чего желали". В первой половине сентября в У. состоялись выборы ректора, деканов и др. должностных лиц. Почти всюду одержали верх кандидаты групп академического союза. Руководство академической жизнью перешло в руки прогрессивной части профессоров. Во второй половине сентября начались многочисленный студенческие сходки; на некоторых было постановлено У. открыть, но не для одних занятий, а также для устройства митингов и всякого рода публичных собраний. Начался бурный митинговый период (вторая половина сент. и первая половина окт.); в У. хлынула волна "посторонней публики". Советы У. (напр. московский) спешили заявить, что само устройство студентами общедоступных митингов они признают несовместимым с назначением высшей школы и не считают их допустимыми в стенах университета. Позднее, в виду необходимости, профессорские коллегии допускали в У. собрания при участии посторонних лиц, но настаивали, чтобы собрания не препятствовали учебным занятиям и обставлены были известными условиями. В этом смысле высказались перед правительственными властями и начальники высших учебных заведений. После издания закона о собраниях (12 окт.) советам было предложено не допускать в стенах высших учебных заведений сборищ с участием лиц, не принадлежащих к составу учащихся, в случае же невозможности этого достигнуть — немедленно закрыть учебные заведения. Советы в С.-Петербурге отказались исполнить это требование, после чего все здания высших учебных заведений были заняты полицией и войсками. До конца полугодия высшие школы оставались закрытыми. По причине общего брожения в стране У. продолжали бездействовать и в следующем полугодии (начало 1906 г.). Советы не считали возможным брать на себя почин в деле открытия У., так как это могло бы подвести учащихся под репрессии со стороны полицейских властей. В январе 1906 г. был созван 3-й академический съезд, который также не решился взять на себя ответственность за возобновление занятий. В том же январе, по инициативе министра народного просвещения гр. И. Толстого, было созвано совещание из ректоров и выборных представителей от советов всех У. для обсуждения вопроса об университетской реформе. Собрание отвергло проект устава, составленный министерством в 1905 г., и решило само заняться составлением полного проекта нового устава. Главное внимание при работе было остановлено на четырех вопросах: 1) об автономии У., 2) об ученых степенях, 3) о порядке замещения кафедр и о положении профессоров и доцентов, и 4) о младших преподавателях. Затем проект был передан в министерство. Практических мер по отношению к У. министерством еще не выработано. 12 окт. 1906 г. издано распоряжение об упразднении в У. должностей инспектора студентов и его помощников и об учреждении взамен их должности проректора. Еще весной 1906 г. стали раздаваться среди профессоров голоса о "нейтрализации науки", о настоятельной необходимости изъять политику из У., чтобы этим "спасти страну от надвигающегося одичания". Летом, несмотря на роспуск Государственной Думы, профессора во имя культуры призывали молодежь вернуться к науке, приняться за научные занятия. По словам проф. Гревса, У. должен быть не очагом революции; а мастерской, в глубине которой совершается великая тайна познания истины и создания идеалов. Когда осенью собралась молодежь, она была проникнута мыслью, что "открытый У. больше имеет значения, чем У. бастующий". У. открылись, и молодежь с жаром принялась за занятия. Вместе с тем, однако, стали устраиваться и собрания общественного характера. Профессорская администрация всеми средствами пыталась урегулировать вопрос о собраниях; нередко на этой почве возникали острые конфликты с учащимися, в большинстве случаев оканчивавшиеся благополучно. Спокойствие академической жизни нередко нарушалось полицейскими обысками.

https://www.youtube.com/watch?v=XJ3ZpZ5_7ZI

http://diletant.media/photo-collection/30785374/

· Студенческая корпорация России конца ХIХ — начала ХХ в.: опыт культурной и политической самоорганизации. М., 2004

· Мир русского студенчества. 80-е годы ХIХ — начало ХХ в. Очерки. М., 2010

https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-i-obschestvo-studenty-moskovskogo-universiteta-xviii-nachala-xix-veka-sotsialnoe-proishozhdenie-i-byt

http://www.dissercat.com/content/studenty-i-prepodavateli-moskovskogo-universiteta-v-obshchestvenno-politicheskoi-zhizni-ross

1. В конце XIX века в России действовало 9 университетов: Московский (с 1755 г.), Дерптский или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888). Общее число учащихся в 1900 году — 16497 студентов и 1109 вольнослушателей. Наибольшее число студентов приходилось на Московский университет (4407 или 29 %), Петербургский (3788 или 22,9 %), Киевский (2604 или 15,9 %) и Харьковский (1387 или 8,4 %). (Университетъ // Ф.А.Брокгаузъ (Лейпцигъ) и И.А.Ефронъ (С.-Петербургъ) Энциклопедический словарь. — С.-Петербургъ: Типографiя Акц. Общ. Брокгаузъ-Ефронъ, Прачешный пер., № 6., 1902. — Т. XXXIV. — С. 798-799.)

2. Московский университет. «Большая советская энциклопедия». — М.: «Советская энциклопедия». 1969—1978. // dic.academic.ru

 

· Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь / Андреев А. Ю., Цыганков Д. А.. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.

http://lib.law.spbu.ru/ExhibitionLibTema/GentlemenComradesStudents/GosTovStudent.aspx

При подготовке выставки были использованы материалы:

1. Жуковская Т.Н. Как жили студенты Петербургского университета в первой половине XIX века // Санкт-Петербургский университета. №10 (3835) 31 августа 2011. Доступен из: http://journal.spbu.ru/?p=709

2. Кулакова И.П. Мундир российского студента (по материалам XVIII века) // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. Международный журнал. Осень (№9). 2008. Доступен из: http://visantrop.rsuh.ru/article.html?id=346518

3. Шепелёв Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской Империи. Л.: Наука, 1991. Доступен из: http://www.genrogge.ru/titul/index.htm

http://www.msu.ru/news/istoriya_moskovskogo_universiteta_istoriya_obrazovaniya_i_nauki_v_rossii.html

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8 – унив.рос.имп.

 

 

· 1885, 8 мая — Утверждение новой формы одежды для студентов императорских российских университетов.

· 1888, 27 июля — Торжественное открытие Императорского Томского университета.

· 1889 — Введение на всех факультетах университетов семестровых экзаменов.

· 1889, 30 декабря — Утверждение жетона для окончивших курс университета.

· 1893 — Переименование Дерптского университета в Юрьевский, унификация его Устава с Уставом других российских университетов.

· 1898, сентябрь — Открытие юридического факультета Томского университета.

· 1899, февраль—март – Первая Всероссийская студенческая забастовка.

· 1899, 11 июня — Установление нагрудного знака для лиц, окончивших курс российских университетов по всем факультетам, кроме медицинского.

· 1899, 29 июля – Издание «Временных правил об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений».

· 1901, январь—февраль – Отдача в солдаты 183 студентов Киевского и 27 студентов Санкт-Петербургского университетов.

· 1901, март — Студенческие выступления во всех университетах России.

· 1901, 22 декабря — Утверждение «Временных правил организации студенческих учреждений в высших учебных заведениях ведомства МНП».

· 1902, февраль — Всероссийская студенческая забастовка.

· 1905, февраль — Начало активных студенческих выступлений в ходе Первой российской революции.

· 1905, 27 августа – Введение «Временных правил по управлению университетами».

· 1905, октябрь – Закрытие на год занятий в Санкт-Петербургском университете.

· 1906, 5—26 января – Совещание ректоров и профессоров университетов для выработки проекта нового университетского Устава.

· 1906, 14 сентября — Учреждение должности проректора университета.

· 1907 — Восстановление действия университетского Устава 1884 г.

· 1909, 10 июня — Подписание Николаем II Указа об открытии Императорского Николаевского университета в Саратове.

· 1909, 23 сентября — Первая лекция в Императорском Николаевском университете.

· 1909, — 6 декабря – Торжественное открытие Императорского Николаевского университета в Саратове.

· 1910, 26 сентября — Запрещение министром народного просвещения Л. А. Кассо всех студенческих союзов и собраний.

· 1910—1914 гг. – Строительство 4-х корпусов Императорского Николаевского университета в Саратове.

· 1910, конец – 1911, начало – Студенческие выступления в связи с похоронами профессора Московского университета С. А. Муромцева (Председателя I Государственной думы) и смертью Л. Н. Толстого.

· 1911, 11 января – Постановление Совета министров о ликвидации университетской автономии.

· 1911 — Уход в отставку 130 профессоров и преподавателей Московского университета в знак протеста против курса Министра народного просвещения Л. А. Кассо.

· 1914, 16 марта — Первая защита женщиной магистерской диссертации в Санкт-Петербургском университете.

· 1915, август — Разрешение принимать женщин в качестве студентов в Императорском Николаевском и Императорском Томском университетах.

· 1915, осень. – Прибытие в Саратов эвакуированных преподавателей и студентов Императорского Киевского университета.

· 1915 – Эвакуация Императорского Варшавского университета в Ростов-на-Дону, где на его основе был открыт в 1918 г. Ростовский университет.

· 1916 – Эвакуация Императорского Юрьевского университета в Воронеж, где на его основе был открыт в 1918 г. Воронежский университет.

· 1917, март — Удаление из названия Императорского Московского университета слова «Императорский» после отречения императора Николая II. Соответствующая надпись была сбита с фронтона главного корпуса университета на Моховой.

 

Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. Т.1. Российские университеты и Устав 1804 года. М., 2002; Т.2. Становление системы университетского образования в первые десятилетия XIX в. М., 2002; Т.3. Университетская профессура и подготовка Устава 1835 года. М., 2003; Т.4. Российские университеты и люди 1840-х годов. Ч.1. Профессура. Ч.2. Студенчество. М., 2003.

http://www.spbumag.nw.ru/2009/02/7.shtml

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: