Основные понятия, связанные с научной деятельностью

ТЕМА 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наука – совокупность знаний о природе, обществе и мышлении.

Совокупность знаний соответствует развитию общества на данном этапе. Только исследования позволяют увеличить эту совокупность знаний, что требует определённых финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Исследование

1) (словарь Кондакова) это процесс научного изучения какого-либо объекта в целях выявления закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества;

2) (философский словарь) это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности;

3) (общепризнанная) это вид деятельности человека, включающий:

а) распознавание проблемы ситуации;

б) определение их происхождения;

в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений о данной проблеме в практике её разрешения.

Система – совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижения какой-либо цели.

Объект исследовании (отвечает на вопрос ГДЕ? проводится исследование).

Субъект исследования (отвечает на вопрос КТО? исследует).

Предмет исследования (отвечает на вопрос ЧТО? исследуется).

Цель исследования (отвечает на вопрос ДЛЯ ЧЕГО? исследуется).

Результат исследования (отвечает на вопрос ЧТО? фактически достигается).

Эффективность исследования Эф (отвечает на вопрос насколько? полезен результат):

 

Методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

Организация исследования – порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закреплённых в регламентах, нормативах и инструкциях.

Ресурсы исследования – комплекс средств (информационных, финансовых, материальных и людских), обеспечивающих достижение нужных результатов.

Тип исследования – отражает своеобразие характеристик.

Потребность исследования – степень остроты возникшей проблемы.

 




double arrow
Сейчас читают про: