Философия эпохи Просвещения. Тема 5: Философия Нового времени и эпохи Просвещения

Тема 5: Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

Философия раннего Нового времени.

Философские взгляды Ф. Бэкона.

XVII век – это время крупных перемен в истории человечества; это время I-ой научной революции. Поэтому философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой (механикой, математикой, физикой). Важнейшим объектом исследования для философов стал анализ источников знаний человека и методов его получения.

Особенности философии XVII века:

1. В связи с разногласиями по вопросу объективных знаний человека в философии возникло 2 крупных течения:

1) Эмпиризм. Представители данного течения (Бэкон, Гоббс, Локк) считали, что важнейший источник знаний человека – это живой чувственный опыт и достоверность знаний, проверяемая в ходе эксперимента.

2) Рационализм. Представители данного течения (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что важнейший источник знаний человека – это деятельность человеческого разума.

2. В философии XVII века сформировался такой специфический тип философского мировоззрения, как механицизм. С позиции механицизма, и мир и человек рассматривались как сложные машины.

3. В XVII веке в философии сформировалась точка зрения делизма. С позиции делизма, Бог рассматривался как некий перводвигатель. Однако считалось, что после сотворения, мир развивался по собственным законам.

Символом философии раннего Нового времени стал английский мыслитель и государственный деятель Ф. Бэкон (1561 - 1626). Работы Ф. Бэкона:

1) «Новый Арсанон».

2) «Новая Атлантида».

3) «О принципах и началах».

Основные моменты работа Бэкона:

1. Ф. Бэкон много делал для обоснования научного знания. «Цель научного знания – это принесение пользы человеческому роду. Знание, не приносящее практических плодов – ненужная роскошь. Главное в знании – это его достоверность. Цель науки – познание скрытых сил всех вещей». Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание – это сила», т.к. он был убеждён в том, что знания и могущество человека совпадают.

2. Ф. Бэкон занимался анализом познавательной деятельности человека. Человеческий разум в состоянии познать бытие. Наука раскрывает действительное строение мира и закономерности природы; его истину восстановить сложно. Истина возможна, если человек освобождается в познании мира от влияния четырёх идолов или призраков:

1) Идол пещеры. Познать истину, человеку мешает то, что он смотрит на мир, как бы из своей пещеры и найти истину ему мешают собственные пристрастия, склонности, воспитание.

2) Идол театра. Найти истину человеку мешает вера в авторитеты.

3) Идол площади. Найти истину человеку мешает язык общения людей.

4) Идол рода. Он обусловлен самой природой человека и особенностью его органов чувств и разума.

3. Ф. Бэкон уделял большое внимание поиску правильного метода познания. Выбор метода – важнейшее условие обретения истинного знания. «Хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Бэкон обосновал индуктивный метод движения от частного к общему. Бэкон является родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки нового времени.

 

Философские учения Декарта и Лейбница.

Учения Декарта.

Заложенную Бэконом традицию научной методологии продолжил французский учёный, математик Декарт (1596 - 1650). Работы Декарта:

1. «Размышление о первой философии».

2. «Размышление о методе».

Основные моменты работ Декарта:

1. Декарт отстаивал принцип тесной взаимосвязи всех наук. «Вся организация подобна дереву, корни которого – метафизика (учение об общих началах бытия), ствол – физика, а ветви – все прочие науки, сводящиеся к трём основным: медицина, механика, этика».

2. Декарт уделял большое внимание правильному методу познания метода и разрабатывал дедуктивный метод (движение познания от общего к абстрактному). Дедуктивный метод основан на правилах:

1) Не принимать за истинное нечего такого, что ещё не связано с очевидностью. В познании важно избежать поспешности, заинтересованности и проявлять здоровый скепсис.

2) Важно мысленно делить всякий исследовательский вопрос на максимально простые элементы, и отталкиваясь от них идти к осмыслению всё более сложных вопросов.

3) Полученные в итоге идеи надо располагать в определённой последовательности от простого знания к более сложному, развёрнутому.

4) Накопленные научные сведения необходимо приводить в систему, чтобы получить полное знание о предмете. Критерием системы является очевидность. Самое очевидное в словах: «Мыслю, следовательно, существую, ибо нельзя полагать несуществующим то, что мыслит, пока оно мыслит». Сомнение Декарта расчищает дорогу новым знаниям.

3. Декарт известен, как основатель принципа дуализма. Этот принцип Декарт обосновал в учении о врождённых идеях. Суть: он учил, что все идеи человек приобретает тремя путями:

1) Часть идей человек получает извне, путём чувственных контактов с предметами.

2) Идеи образуются в уме, путём переработки идей первого рода.

3) Декарт считал наиболее важные понятия – это некий сет, всегда присутствующий в разуме: Бог, протяжённость, движение.

Учения Лейбница.

Немецкий учёный Г. Лейбниц (1646 - 1717) внёс «новое» в философию Нового времени:

1. Лейбниц разработал учение о монадах (монада – единое). Монада – самостоятельно существующие субстанции. В это время, с помощью открытия микроскопа, было обнаружено существование инфузорий, бактерий; изучено строение глаз. Нужно было объяснить новые открытия. Лейбниц, с помощью учения о монадах, доказывал, что в мире – всё живое и одушевлённое; каждый кусок вещества – это целый мир живых существ – монад. Сущность каждой монады – это деятельность, а деятельность монад – это смена внутренних состояний.

2. Лейбниц разработал учение о бессознательных представлениях. Суть данного учения: бессознательные, малые восприятия, когда их число бесконечно возрастает, в сумме дают доступную сознанию величину.

3. Лейбниц считал, что его доступные знания человека делятся на два вида:

1) Это истина разума знания, полученная с помощью понятий без обращения к опыту;

2) Истинный фактор – знания, полученные эмпилиптическим путём.

Философия эпохи Просвещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow