Наша с вами задача — задача воздействия — заключается в том, чтобы как можно дальше уводить людей от объективных фактов —
хорошо, что мы их и сами в основном не знаем,
в сторону словесных (и это самый дешевый вариант массового управления — не приставлять же к каждому автоматчиков, в самом деле, да и автоматчиков тоже пришлось бы предварительно хорошенько обработать).
Наш мир — это мир проявленный. То есть такой, который можно пощупать, измерить, увидеть или услышать. Но это, как вы понимаете, далеко не весь мир.
Наши органы чувств ограничены в своих возможностях, поэтому ученые и изобретатели постоянно придумывают новые приборы или способы, позволяющие узнать наш Проявленный мир получше. Но возможности прибором ограничены нашим уровнем знаний, технологии и т. д.
Каждый год (а то и день) мы узнаем что-то новое о нашем же мире.
Но есть кроме нашего Проявленного мира еще мир Непроявленный, который мы пока что не научились ощущать или измерять.
Что такое этот Непроявленный мир? Да все то, что нам сегодня пока неизвестно. А неизвестно значительно больше, чем известно. Например, каждого из нас время от времени посещают вопросы: есть ли Бог, ангелы, демоны, инопланетяне и т.д.? Если есть, то какие они? Зачем мы живем? Будет ли Страшный суд? Почему вдруг со мной случилось то, чего не может быть, потому что не может быть никогда? И т.д.
|
|
Любой человек может придумать множество вопросов, на которые не существует ответов с доказательствами. Версий — сколько угодно, а точных ответов — нет. (Свияш А. Разумный мир. СПб., 2004. С. 5)
Если мы попытаемся воздействовать на объективный мир, на факты, для большей части людей это ничего не будет значить. А обойдется дорого.
Человек действует исходя из собственной реальности, а не из объективной. Если мы пытаемся воздействовать на смежную область объективного (ее люди уже воспринимают), это тоже дорого встанет. Ведь в таком случае нам придется переделывать хотя бы часть объективной реальности.
Перекрашивать стены, возводить заводы, придумывать архитектурные стили.
И только стоимость воздействия на эфемерную реальность, на «сложный внутренний мир» стремится к нулю. Там и так ничего нет. Один бред можно подправить другим бредом.
Одни глюки другими глюками.
Когда мы говорим о воздействии на людей, в том числе массовом, нас интересует область субъективной реальности. Другое воздействие будет слишком дорого. И ненадежно.
Люди не всегда бросаются на амбразуру, если что-то угрожает их жизни. Они могут попытаться для начала прибить тех, кто им угрожает. А «За Родину! За Сталина!» — пожалуйста.
|
|
Патриотизм, национализм — это понятия того же порядка.
Как говорил в свое время один советский академик, гордиться своей национальностью — все равно что гордиться тем, что ты родился во вторник. (Кстати говоря, вторник — это тоже субъективная реальность. Вторника в природе тоже нет.)
Это работало во все времена. Вспомните классику феодального строя: крестьянин уверен, что его долг — повиноваться сеньору. И рождает эту уверенность отнюдь не только страх перед наказанием. Сеньор твердо знает о своем долге перед Богом, а в его отсутствие — перед «святой матерью - Церковью», то есть перед конкретными людьми в балахонах.
В Японии сильный воин полностью повиновался до гроба хозяину, вплоть до того, что он кончал жизнь самоубийством, если его хозяин погибал в бою. Потому что в реальности самурая присутствовало понятие «верность».
Чего больше всего хотят боссы от своих сотрудников, так это привить им понятие «верность» применительно к фирме и себе лично. Настолько сильно, насколько смогут. И это вполне разумное желание. А главное — технически осуществимое.
Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами (К.Маркс)
Шведский гигант страхового дела Skandia разработал способ суммировать интеллектуальный капитал и корпоративное обучение, и показывать их в отчетности как инвестиции. Skandia, кстати, очень успешная компания (Йенсен Р. Общество мечты. СПб., 2002. С. 30)
Наша с вами задача — не просто сгенерировать идею (хотя и это важно), а заставить сотрудников поверить в нее.
Надо сделать это в объективной реальности. Массами должна овладеть именно идея.
Спросите почему? Субъективная реальность определяет поведение человека. Выводы из этой своей реальности он делает сам, человек. А это поведение влияет на объективную реальность — в зоне пересечения. И приносит нам те самые коврижки, ради которых мы и старались.
Монтанье (первооткрыватель ВИЧ) заявляет, что у него никогда не было уверенности, что «ВИЧ — причина СПИДа», о чем он и раньше неоднократно говорил. Напомним также его высказывание, что «ВИЧ не является на 100% смертельным».
Р. Галло, под давлением опровержений квалифицированных научных оппонентов, также признавал, что ему и его группе «не удалось найти ВИЧ в Т-лимфоцитах».
Казалось бы, подобные высказывания самих «первооткрывателей» ВИЧ должны были бы приостановить запущенный с их участием механизм СПИД-индустрии до выяснения истины. Однако мифический ВИЧ, ставший своего рода реальным Франкенштейном нашего времени, давно уже вырвался из-под контроля своих создателей. Уже никого из армии борцов со СПИДом, делающих деньги на этой «адской» научной ошибке, абсолютно не интересуют вынужденные сомнения Р. Галло и Л. Монтанье в научной обоснованности своего открытия, появившиеся через много лет после проведения первых экспериментов (Дмитриевский А.А., Сазонова И.М. СПИД: приговор отменяется М., 2003. С. 105).
Итак, о перестройке. Почему и как родилась эта идея? Что она означает в истории социализма? Что перестройка сулит народам Советского Союза? Как она может повлиять на внешний мир? Все эти вопросы волнуют широкую общественность и активно обсуждаются. Начнем с первого.
Для понимания истоков и сути перестройки, развернувшейся в СССР, на мой взгляд, важно иметь в виду следующее: перестройка — не прихоть отдельных личностей или группы деятелей, у которых вдруг взыграли амбиции. Если бы это было так, то никакие призывы, ни пленумы, ни даже съезд партии не смогли бы поднять народ на ту работу, которая развертывается у нас сегодня и в которую с каждым днем включается все больше и больше советских людей.
И вот перекресток реальностей мы используем как доказательство правильности нужной нам картины мира. И вводим новые слова, обращаем внимание на новые «факты» и т. д.
|
|
Возможно, вы замечали, что человек может очень долго не замечать того, для чего у него нет обозначения. Нет понятия — нет вещи. Как только ребенок в детстве, например, узнает какое-то слово, он начинает находить указания на его содержание где ни понадя, чуть ли не везде.
Учение по поводу учения по поводу учения по поводу теории о гипотезе.
Во время охоты на ведьм во Франции доктор Камю (метр «Демонологии») создал определение «волшебного превращения человека в волка или другою дикого зверя». В соответствии с этим определением повсеместно выдвигались соответствующие обвинения — в превращении в зверя, в поедании детей и взрослых, в одержимости дьяволом. (Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М., 2003. С. 587).
Насаждая как можно больше «магических» слов, мы уводим человека от объективных фактов. Чем дальше мы уходим от реальности, тем легче нам манипулировать, потому что мы на самом деле манипулируем тем, чего нет. Все в воображении.
Из рекламного буклета организации Make life more в Coral club.
Дорогой друг! Вы хотите быть здоровым? Международный коралловый клуб, возникший в Канаде как сообщество интеллигенции, объединенное идеей выживания населения планеты, дает Вам такую возможность.
Человек — «одушевленная вода». Качество его здоровья зависит от того, какую воду он пьет. По словам академика РАМН профессора Казначеева В.П., Международный коралловый клуб является одним из авангардов современной эпохи 21 века, эпохи нового просвещения.
Достоянием коралловой воды является не только пополнение дефицита кальция, но и память о чистоте первозданного океана, несущая здоровье современному человеку, через которую клетка регенерирует.
Коралловый кальций — живая вода долгожителей, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса.
Рассказать человеку о чем-то новом и интересном для него можно по-разному. Особенно хороши для этого не какие-то прямые тексты, а притчи. Эго уже намек на что-то. Притча может поведать о чем угодно. И поэтому она более убедительна, чем обычные тексты. Мол, сам догадайся, построй себе эту некую реальность. Нам это только на пользу — из субъективной реальности человека почти ничего не выбросить — если уж засело, то надолго. Особенно если он до этого додумался сам.
|
|
На бронетранспортере в касках по выжженной земле едут два человека. Один другого спрашивает:
- Слушай, а ты вообще-то Толкиена читал?
- Нет. А какое он имеет отношение к нашим хоббитянским играм?
Что для нас важно в смещении в словесную реальность — мы всегда сможем объяснить человеку, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Что действительно важно, а что лишь помеха в жизни. Это делает возможным управлять поведением человека — как его поступками, так и бездействием. И пока он считает, что все главное — «там», он легко и непринужденно отступит «здесь». Что, по большому счету, и требуется. Мы можем хотеть от него не обязательно денег — например, нарубить дров. Или соблюдать здоровый образ жизни и чистоту в доме. Или держать язык за зубами. Или хвалить фирму и товар. Или уволиться без проблем.
Одному старичку астропсихолог посоветовала подзаряжаться энергией от космоса. Надо это было делать под открытым небом, на балконе.Выходишь, видишь столп энергии справа, столп энергии слева, обхватываешь их руками, начинаешь скользить вдоль столпов вверх и вниз не менее 20 раз для полной подзарядки организма..
Если бы астропсихолог сказал: «Приседай каждое утро на свежом воздухе по утрам», — это же совсем другая песня. А так человек в полном ощущении, что он подзаряжается энергией от своих столпов.
Советы по «нетрадиционным» средствам охраны здоровья дает научный сотрудник кафедры психологии Гуманитарной академии Вооруженных Сил Игорь Николаевич Панарин.
Что же делать после того, как вы узнали, что вас или ваших детей сглазили?Прежде всего нужно успокоиться. Поэтому сначала расслабтесь и старайтесь думать о чем-нибудь приятном. Сделайте несколько дыхательных упражнений с кортким вдохом и длинным выдохом, медленно помассируйте пальцы. Затем необходимо освободиться от отрицательной энергии. В качестве очистительных средств принято считать огонь и воду.
Используйте эти средства следующим образом: примите душ. Постарайтесь, чтобы вода была как можно болое прохладной. Делайте это каждое утро и вечером — перед сном, за 20—30 минут. Если нет возможности, хотя бы тщательно вымойте руки с мылом
Мокрой тряпкой трижды проведите линии… перед вашей входной дверью (и снаружи, и изнутри).
Иногда бывает, что «нехорошие люди» попадают в дом. Чтобы избежать неприятностей, после их ухода проделайте следующее: сделайте настой из мяты, чебреца, рябины, зверобоя. Разведите его в 7 литрах воды и произведите влажную уборку в тех комнатах, где находились неприятные гости. Особенно тщательно уберите в прихожей (Как защититься от «сглаза» // Твоя судьба. Уфа, 1996. С. 218).
На грани, разделяющей фактическую и словесную реальности, мы и работаем. Создать людям всерьез какие-то сложности и проблемы — можно. Но это, во-первых, дорого, во-вторых, реакция может быть и обратной. А создать людям воображаемые проблемы, предлагая воображаемые же средства их решения, гораздо легче. И кстати, некий материальный носитель этих средств можно продать.
Возьмем пример самой масштабной аферы, поразившей мир несколько лет назад. Пресловутая «Проблема 2000». В России, видимо, из-за того, что мало компьютеров и люди не понимают, что такого уж страшного, если он «забарахлит», а может, из-за того, что много других проблем, «Проблема 2000» прошла как-то стороной. На Западе же все готовились как к концу света. Загодя закупали лекарства, еду, одежду, батарейки, карманные фонарики, воду, компьютерные программы. Это было безумие. Сначала двинулись единицы, потом — десятки, потом, глядя на них, — все. Кто все это организовывал? Все и никто. Никто не знает, с чего все началось и кто был первым. Может быть, какой-то хитрый пиарщик для того, чтобы помочь своей фирме продать партию новых компьютеров, предложил своему другу, студенту-математику, написать что-то, обосновывающее необходимость избавиться от старого программного обеспечения и железа и покупать новое. Может, наоборот, студент какой-то теоретически задумался о возможной проблеме, а какой-то пиарщик это подхватил. Статью перепечатали в газете. Газета попала в Интернет. В Интернете это увидели руководители пиар-департаментов крупных корпораций. Они действовали уже серьезнее. Создали «комитет по борьбе с проблемой 2000», подключили лоббистские возможности, выбили деньги из бюджета... и поехали!
О том, что на склоне горы Арарат, на расстоянии около двадцати километров от вершины, якобы найдены остатки библейского ковчега Ноя, можно было прочесть,наверное, в каждой газете. О поразительной находке не раз сообщали и по телевидению. Многие даже поверили в это. Не так давно турецкий геолог Салих Байрактутан, автор первого сенсационного сообщения о Ноевом Ковчеге, признался, что эту историю он придумал в надежде получить от Израиля либо от христианских церквей мира деньги на серьезные геологические исследования этого района. Что, в общем-то, ему и удалось. Сам же Салих Байрактутан прекрасно знает, что «ковчег» - просто утес своеобразной формы на склоне горы.